Пасхальный фестиваль: хоровая музыка в храмах
XХIV Московский Пасхальный фестиваль под художественным руководством маэстро Валерия Гергиева проходит с 16 апреля по 9 мая 2025 года при поддержке Правительства Москвы, Минкультуры РФ и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Фомино воскресенье на Красную горку в Храме близ парка "Сокольники" собралось множество народу на концерт. Главный храмовый престол освящён в честь Воскресения Христова, и здесь без малого четверть века проходят хоровые программы гергиевского фестиваля в честь Светлого праздника Воскресения Господня. Вокальный ансамбль ARIELLE, участник Пасхального фестиваля 2022, 2023, 2024 гг., представил уникальную программу, составленную с большой любовью и изысканным вкусом академических профессионалов. Ключевые принципы фестиваля - благотворительность, образовательная и просветительская деятельность, а также укрепление патриотизма через искусство - в полной мере отразились в выборе произведений для исполнения. В воскресном концерте ARIELLE были заявлены знаковые имена русской композиторской мысли - это авторы-знатоки человеческого голоса и православного песнопения. Великие мелодисты, начиная с Дмитрия Бортнянского и заканчивая Георгием Свиридовым, пестовали и развивали на протяжении более двух столетий русские духовные традиции хорового пения. Нынешний год 185-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского отмечен в программе его музыкой. Конечно, прозвучал красивейший опус Сергея Васильевича Рахманинова. Павел Григорьевич Чесноков, знаменитый хоровой автор, и композитор-священик Василий Зиновьев также были представлены слушателям. Эльмира Дадашева подчеркнула: " М ы очень рады быть на П асхальном фестивал е, и Слава Б огу, участвуем не впервые. О ч ень п оч ё тно быть частью такого грандиознейшего фестиваля и его хоро вой программы . К аждый раз это большая радость и неменьшая о тветственность . М ы с особым трепетом подходим к этому с обытию , тщательно готовим программу . С одной с тороны х очется показать слушателям что - то новое, а с другой - они ж дут традиционные сочинения в хорошем исполнительском качестве . В сегда с ложно составить так, чтобы программа была просветительской и традиционной одновременно. М ы стремимся к этому ." Прихожане, гости и артисты музыкально-хорового события, заполнившие всё большое пространство храма, не обращали внимание на многочисленные строительные леса. Это не смутило собравшихся и не нарушило праздничную торжественность, когда грянуло "Да воскреснет Бог" Дмитрия Степановича Бортнянского, талантливейшего представителя музыкальной культуры доглинкинской эпохи. Духовный концерт номер 34 прозвучал с участием солистов: Светланы Браковской (сопрано), Ксении Черных (меццо-сопрано), Юлии Симоновой (меццо-сопрано), Ивана Бабкина (тенор), Никиты Ярошенко (тенор), Матвея Алтухова (бас). Худрук Эльмира Дадашева отмечает: " М ы называемся именно ансамбл ем , потому что каждый певец хора может быть солистом , петь, как в хоровом ансамбле , так и выступать сол ьно. М ы стараемся это продемонстрировать в своём концерте .Это одно из направлений деятельности нашего коллектива." Искусное ансамблирование, баланс внутри четырёхголосия в сочетании с сольными партиями сразу проявились в подаче музыкального материала. Исполнительскую манеру ARIELLE отличало чуткое взаимодействие участников процесса. Музицирование было слаженным и расчётливым, но эмоционально наполненным. Чёткое "цузамен" согласных в окончаниях слов дорогого стоило в совместном произношении текста. Дирижёр целенаправленно следила за артикулятивной стороной фразировки. Фрагменты из Литургии Святого Иоанна Златоуста: "Верую", "Милость мира", "Тебе поем", "Достойно есть", пасхальное сочинение "Ангел вопияше" П.И. Чайковского и два фрагмента из Литургии Святого Иоанна Златоуста соч.31: "Слава Отцу единородному сыне", "Во царствии твоем" С.В. Рахманинова украсили концертную программу глубокими чувствами русских гениев, переданных хористами. " С очинение С виридова , посвящённое Величанию Пасхи "Воскресение святое видевше", исполняется очень редко . Его по рукописям среди других произведений восстановил ученик Георгия Васильевича, композитор Антон В исков . П ри жизни Свиридова оно не звучало ," - прокомментировала Эльмира Дадашева исполнение свиридовской хоровой миниатюры. "Совет Превечный", солист Иван Бабкин (тенор) и "Ангел Вопияше", солистка Елена Логинова (сопрано) П.Г. Чеснокова покорили лиризмом, душевной чистотой. Небесное сопрано возносилось молитвою под своды храма. Песнопение "С нами Бог" автора-священика Василия Зиновьева, солисты Ксения Черных (меццо-сопрано), Павел Андреев (тенор), Сергей Ковнев (бас), вызвало возвышенные чувства переживаемого момента. Тропарь Пасхи (греко-латино-славянский) "Христос Воскресе" увенчал выступление ARIELLE под управлением Эльмиры Дадашевой, которая поделилась: " Музыка духовного содержания совершенно особенная, вызыва ющая особенн ые ч увств а в первую очередь у тех, кто по ё т .Но при этом никто не отменял законы вокально - хоровой техники , которые мы , к онечно, используем при исполнении духовной музыки. Петь в храме - это особая атмосфера, намоленные стены, публика, которая в основном со стоит из прихожан . Случайн ые люди не придут , а придут те, кто понимают , люб я т , знают , кто не просто слу шает , а вместе с пением молится, и это очень важно."