СамАРТ показал самую реалистичную сказку сезона "Бесконечная история"
В Самарском театре юного зрителя "СамАрт" представили премьеру самого жизненного фэнтези сезона - "Бесконечную историю" по мотивам романа немецкого писателя Михаэля Энде.
Режиссеру Галине Зальцман (уже известной самарским театралам по прекрасной постановке "Возвращение" по Андрею Платонову) удалось сделать сказку настолько реальной, что каждый, будь то подросток или пришедший с ним взрослый, узнает в ней свои проблемы, злится, сопереживает и обретает, может быть, частичку надежды. Но при этом действие на сцене не превращается в надоевшие нравоучения. "Ты почистил зубы?" (именно так отец встречает сына-подростка, а ведь недавно мальчик потерял мать. Но нет сил на нежности). Сохранив в спектакле все атрибуты волшебства - от летающего дракона счастья, говорящих сфинксов, путешествий по звездному небу до реинкарнации матери - режиссер сумела сделать важный разговор еще и интересным. Происходящее "засасывает", как интересная книга.
Правда, некоторым родителям, пришедшим на спектакль с семи-девятилетними чадами (в афише значится 6+), происходящее на сцене показалось "слишком уж страшным для детей". Тинейджерам же, напротив, зашло. Их проблемы - непонимание родителей, буллинг одноклассников, собственные комплексы и страхи - пережитые на сцене, теряют свою актуальность, давая силы победить вселенское Ничто (равнодушие). Кстати, действие постоянно выходит за рамки сцены, перемещаясь в зрительный зал, на балконы под "куполом" и даже за пределы галактики.
Сюжет "Бесконечной истории" вечен. В бескрайней стране Фантазии поселилась печаль. Ее королева больна неизвестной болезнью, и силы покидают ее день ото дня. Просторы и волшебные жители страны то здесь то там исчезают без следа. Мир гаснет под часто повторяемую фразу: "Мне все равно!". И все ждут неизвестного и далекого героя. Но оказывается, что изменить ситуацию может только человеческий ребенок. Именно Человек с большой буквы, которым и становится заурядный школьник Бастиан (Владислав Кричмарь), спасает мир от гибели. Но для этого ему самому еще нужно вырасти из ничто в героя.
А начинается все с того, что в руки подростка попадает книга, которую он крадет из букинистической лавки. "Был ничтожеством, которое друзья сажали в мусорный бак, а теперь еще и вор", - сокрушается подросток. Но именно книга, почаще надо об этом напоминать, становится не падением, а переломным моментом в жизни подростка. Он вместе с юным охотником Атреем (Ренат Набиуллин) спасают мир от гибели.
Свет в спектакле (художник Тарас Михалевский), дополненный мультимедиа (Алексей Бычков), создает эффекты невероятной красоты и становится одним из главных действующих лиц волшебной страны, расширяя ее границы до размеров вселенной, в которой живут очень разные, но одинаково очаровательные герои. Например, Камнекус (Дмитрий Добряков) - большой великан, который ищет спасения от жестокого ничто, уничтожившего уже все вкусные камни. Правда, вместо реальных действий сам Камнекус все время впадает в парализующее чувство вины. Знакомо?
"Бесконечная история" не замыкается в пространстве сцены, она выплескивается в зрительный зал. Действие становится настолько многомерным, что временами полностью проваливаешься в него. Актеры появляются со всех сторон, обволакивая нас сказкой. А поскольку в СамАрте замечательные актеры - веришь им абсолютно.