В Концертном зале им. Чайковского прозвучала главная оратория Генделя

Как предписывает пасхальная традиция, на Светлой седмице непременно исполняется "Мессия" - культовое сочинение немца Георга Фридриха Генделя, ставшего великим английским композитором. С небольшой оттяжкой во времени это произошло и в Москве. Для дирижера Филиппа Чижевского и его коллектива Questa Musica - это марочное произведение. Но в этот раз состав музыкантов был немного обновлен: Камерный оркестр России, ансамбль Questa Musica и солисты - Надежда Павлова, Надежда Карязина, Ярослав Абаимов и Игорь Подоплелов.

В Концертном зале им. Чайковского прозвучала главная оратория Генделя
© Российская Газета

Гендель написал 31 ораторию и "Мессию", где звучит легендарная "Аллилуйя", что приобрела статус религиозного и национального гимна Англии. Текст оратории представляет собой сонм цитат из Ветхого и Нового заветов в английском переводе, сделанный поклонником Генделя - меломаном и меценатом Чарльзом Дженненсом. Партитура была написана за 24 дня, с августа по сентябрь 1741-го. Премьера состоялась 13 апреля 1742 года. Так случилось, что последнее, что слышал в своей жизни Гендель, - это "Мессия". И на надгробии в Вестминстерском аббатстве он изображен со страницами нот из "Мессии".

В нынешнем исполнении не ощущалось масштабности, силы духовного просветления, пасхальной радости. Все будто происходило в формате салонного музицирования. Мужчины галантно уступили дамам первенство в качестве вокала, а вокруг "Аллилуйи" дирижер устроил шоу. Сначала в принудительном порядке, чего делать не принято, потребовал, чтобы зал поднялся. Недоуменная публика сперва решила, что у нее требуют аплодисментов. А после исполнения "Аллилуйи", на пике оратории, и вовсе начался настоящий перформанс: концертмейстер оркестра, до сего момента забавлявший публику своими красными носками, минут пять бродил, как шоумен, среди оркестрантов, дабы "поправить строй", и все это время солистка в недоумении стояла на сцене, будто иллюстратор на экзамене. Какая уж тут сакральность… К тому же "Аллилуйю" сделали, также против правил хорошего вкуса, и "бисовкой" вечера. После чего - уже переоблачившиеся тенор и баритон в спортивных костюмах еще раз выбежали на поклоны, а дирижер снял фрак и стал раскручивать его над головой.

Искомое, по-видимому, стадионное ликование обернулось недоумением публики.

Между тем

На днях меццо-сопрано Надежда Карязина, а также пианист и дирижер Максим Емельянычев были удостоены престижной премии Герберта фон Караяна.

Ежегодно вручаемая вдовой великого дирижера награда отмечает выдающееся художественное мастерство и признает исключительный вклад в мир классического исполнительства. Емельянычев дирижировал на фестивале ораторию Мендельсона "Илия". А Надежда Карязина выступила в роли Марфы в опере Мусоргского "Хованщина" на Osterfestspiele Salzburg в постановке англичанина Саймона Макбёрни.

Премия Герберта фон Караяна учреждена Эльеттой фон Караян в честь 50-летия Зальцбургского Пасхального фестиваля. Первым лауреатом в 2017 году стал пианист Даниил Трифонов.