Мацуев выступил в театре ОАЭ с Симфоническим оркестром Челябинской области
Это традиционный майский концерт нашего народного артиста в Дубайской опере, который он давал либо в формате сольного вечера, либо в компании с друзьями-джазменами − контрабасистом Андреем Ивановым и перкуссионистом Александром Зингером.
А теперь - впервые - решил выступить с оркестром. Как рассказал мне организатор гастролей Евгений Морозов, "в преддверии 50-летия Дениса Мацуева (11 июня 2025 - прим. ред.) хотелось сделать "не простой, а настоящий юбилейный гранд-концерт с оркестром". Выбор был за пианистом, и он пригласил молодой челябинский коллектив, созданный при его же активном участии в 2019-м. "Для меня приоритетом всегда была помощь нашим региональным коллективам, а это мой любимый, родной оркестр, - говорит Денис Мацуев. - Мы только что провели в Челябинской области наш фестиваль ("Денис Мацуев представляет…" - прим. ред.), до этого сыграли вместе в зале "Зарядье". Оркестр живет, расцветает, его возглавляет талантливый молодой дирижер Алексей Рубин, так что приглашение именно этого коллектива я считаю абсолютно логичным".
Вечер строился по контрасту: русская классика vs американский джаз. Начали с увертюры к опере "Руслан и Людмила" Глинки и Первого концерта Чайковского - оммажа его 185-летию, а после антракта сыграли увертюру к оперетте "Кандид" Бернстайна и "Рапсодию в голубых тонах" Гершвина. Но было кое-что еще, праздничный бонус, как бы третье отделение - симфоджазовое: юношеская "Баллада" Дениса Мацуева и сюита из музыки к "Пер Гюнту" Грига в исполнении всех участников концерта, включая Андрея Иванова и Александра Зингера (они же участвовали и в исполнении гершвиновской "Рапсодии").Программа сразу началась ярко, темпераментно, уже "Руслан" удостоился криков "браво".

Тем не менее дальше все шло только по нарастающей, на крещендо. В финальном номере - "В пещере горного короля" - эмоции зашкаливали, и в какой-то момент барабанные палочки Александра Зингера взмыли вверх и закружились над сценой, одна даже "приземлилась" на инструмент скрипачки оркестра, но, к счастью, не повредила его, хотя и напугала артистку, которая выбежала за сцену проверить состояние скрипки. На сцене драйв был невероятный: Денис Мацуев после концерта сказал, что за эти два с половиной часа потерял три килограмма. Но и зал был наэлектризован до предела, горячие аплодисменты сменились бурными стоячими овациями.
Стоит ли говорить, что в двухтысячном зале был аншлаг. Примерно две трети - наши соотечественники, остальные слушатели -буквально со всего света: в Дубае сегодня настоящий интернационал. Публика сплошь изысканная, элегантная - под стать самому залу, ведь Дубайская опера - красивейшее новое здание в форме арабского традиционного судна дау с панорамными стенами и впечатляющими видами на город. Это яркий архитектурный акцент города, находится в центре около одного из главных символов Дубая - самой высокой в мире башни Бурдж Халифа (828 метров), хотя и сама Опера уже стала одной из его достопримечательностей. И не только здание, но и отдельные его элементы, например, гигантская пятитонная люстра, свисающая с потолка фойе на три этажа вниз и напоминающая светящуюся рыболовную сеть. Строго говоря, Дубайская опера - это не совсем опера: здесь нет ни оркестра, ни оперно-балетной труппы. Пока это скорее многофункциональная площадка, где проходят разноформатные события: от классических концертов до показов мод. Соответственно, и зал, и сцена - трансформеры: в данном случае на сцене была установлена "ракушка" - конструкция из стен и потолка, улучшающая акустику. Ну и еще немаловажная деталь для этих мест, где сейчас за окном +40: в зале комфортно, даже, я бы сказала, прохладно, при этом кондиционеры работают совершенно бесшумно. И как только такое возможно?
В антракте, прохаживаясь по живописному фойе с бокалами в руках, довольные "гости", как здесь называют публику, с удовольствием делились впечатлениями. Вот австралиец, живущий в Дубае, пришел со своей русской подругой: "Денис Мацуев- невероятно экспрессивный пианист, настоящий виртуоз, которого, как ни странно, я слышу впервые, но теперь запомню это имя. Дирижера я тоже не знал, но как завороженный следил за его выразительными и быстрыми руками, он даже напомнил мне Микки Мауса из мультфильма "Концерт". То, что они оба делают, - это фантастика".
Публика здесь в основном молодая, многие с детьми. 7-летняя россиянка Вера, которая недавно начала заниматься музыкой, пришла на концерт с мамой, которая сейчас работает в Дубае. Концерт ей очень понравился, особенно Денис Мацуев.

Кстати, дебют пианиста в Дубае состоялся ровно 30 лет назад, в 1995 году, и играл он с оркестром Московской филармонии под руководством Владимира Понькина ту самую "Рапсодию" Гершвина, что и на этот раз. Концертных залов в ОАЭ тогда еще не было. "В зале, напоминающем шатер, сидело три шейха, -вспоминает Денис. - Рояль был меньше метра -кукольный такой инструмент. Не удивлюсь, если это вообще был первый концерт с иностранным оркестром в Дубае. Тогда здесь, конечно, не было ничего из того, что мы видим сегодня - всех этих грандиозных небоскребов, вилл, отелей. 30 лет назад это строительство, это движение только-только начиналось".
А теперь у Дениса Мацуева с этой страной связаны большие планы, которые не ограничиваются только ежегодным концертом в Дубайской опере. Но подробности рассказывать он не стал, мол, "скоро все сами узнаете", и что-то мне подсказывает, что речь идет о фестивале и/или конкурсе молодых талантов, прежде всего наших, российских. Но это в перспективе, а пока пианист остался весьма доволен концертом и по его окончании, уже в гримерке, резюмировал: "Если бы у меня был бокал шампанского, я бы поднял его за Челябинский оркестр и дирижера Алексея Рубина, который завершает в качестве худрука свой первый сезон. Думаю, у этого оркестра большое будущее. Поздравляю всех челябинцев, губернатора области Алексея Текслера и музыкантов, которые так блестяще сегодня выступили".

Не скрывал удовлетворения и Алексей Рубин: "У оркестра есть свой голос, но найти его в новом зале, новой акустике - серьезная задача. Надеюсь, мы с ней справились. И я совершенно точно ощущаю рост коллектива, в том числе его "гастрольный рост" - имею в виду умение быстро адаптироваться к новой обстановке. Гастроли впечатлили: красивый, современный театр, полный зал, горячий прием, яркие эмоции, которые мы вместе пережили на сцене. Такие выступления развивают и сплачивают коллектив, двигают его вперед. Это важное событие нашего первого совместного сезона".