Любовь Казарновская: медийный мир сам создает себе кумиров
— Любовь Юрьевна, вы делаете успешные творческие проекты в разных сферах. Совсем недавно вы выступили в качестве актера озвучивания в киноленте "Отель "Онегин". Идея создания картины принадлежала вам?
— Не совсем. Реализация фильма стала возможной благодаря продюсеру и сценаристу Ирине Марголиной. Она была вдохновителем и движущей силой всего проекта. Именно Марголина выступила своеобразным генератором замысла, локомотивом, который привел в движение всю команду, запустил процесс съемок. Благодаря ее энергии, вниманию к деталям и безусловной вере в проект он приобрел не только необходимую художественную форму, но и эмоциональную глубину.
Анимацией занималась очень известный режиссер-аниматор Ирина Евтеева. Она рисовала фильм три года. И у нас получилась реминисценция всего творчества Александра Сергеевича. Это позволяет познакомить разношерстную аудиторию со всей глубиной текстов Пушкина: там есть и сказки, и "Пиковая дама", и "Евгений Онегин".
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о персонажах фильма и об истории, рассказанной в нем.
— Главная героиня Люба — оперная певица. Она живет в своем идеальном мире, вдохновленном Александром Пушкиным и Петром Чайковским. Другой герой, англичанин Барри, — режиссер. Его русская бабушка однажды познакомила его с творчеством Пушкина, после чего Барри загорелся идеей погрузиться в мир поэта с головой и создать про него фильм. Барри влюбляется в Любу. И благодаря ей начинает смотреть на Пушкина совершенно иначе.
Но, увы, их пути расходятся — эта влюбленность ничем не заканчивается. Вместе с тем оба героя, видя реалии современной жизни, не хотят покидать свой мир фантазий, красивый, сопряженный со словом и музыкой. Однажды Барри приезжает в Россию, чтобы наконец снять задуманный фильм. Для понимания тонкостей пушкинского слога, для того, чтобы прочувствовать все смыслы, скрытые в его творчестве, Барри необходим местный гид.
Тут-то он, не веря своим глазам, встречает Любу. Они вновь пытаются воссоздать мир, который и для нее, и для него когда-то был неким пространством абсолютной любви. Это очень красивая и, главное, реальная история. Барри Первис — настоящий человек (британский режиссер — прим. ТАСС), он действительно вдохновлен Пушкиным. Для меня это была невероятно интересная роль: это моя среда, мой мир — мне всегда нравилось работать с пушкинским словом.
— Интересно, что именно роль Татьяны в опере Петра Чайковского "Евгений Онегин" стала вашим дебютом на театральной сцене.
— Да, и я во многом ассоциировала себя с Татьяной. И ее характер я очень хорошо понимаю. Мне всегда хотелось какого-то полета души, хотелось почувствовать атмосферу романтизма. И в фильме вот эту энергию тоже получилось передать. Тут к тому же анимация, которая окрашивает картину невероятными красками. Так что у нас получилось такое авторское кино в духе Тима Бертона и его "Алисы в стране чудес".
— А в каких театральных постановках вы задействованы сегодня?
— Я играю в Первом русском драматическом театре (Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова, Ярославль — прим. ТАСС). Участвую в спектакле "Пушкиниана. Любовь и карты". Это очень фантазийная история. И "Пушкиниана", кстати, тоже мультиформатная: там есть и элементы анимации, и элементы пластики, есть пение, драма. Постановке уже порядка пяти лет, и она до сих пор собирает полные залы.
— Хотелось бы поговорить о ваших международных проектах. Вы только что вернулись из Шанхая. Над чем там работали?
— Это был шанхайский экономический форум (I Евразийский финансово-экономический форум "Развитие делового партнерства в новых реалиях" — прим. ТАСС). Коллеги из Китая попросили сделать отдельную культурную секцию, модерацией которой я и занималась. Там поднимались очень серьезные вопросы. Китайцы, как и мы, встали перед проблемой работы с молодежью: как обозначить для них героя современности? Каких людей они считают эталоном для подражания? Тех, которых мы называем "технарями", профессионалов именно в сфере искусственного интеллекта? Или мультикультурных людей: они не только эксперты в своих областях, но и внутренне очень развитые, читающие, образованные, понимающие музыку? Какие люди поведут за собой молодежь? Это были очень интересные дискуссии.
— Неужели мероприятие обошлось без музыкального выступления?
— После дискуссии состоялся концерт, в котором приняли участие три восхитительные исполнительницы, сопрано из моего проекта "Молодая опера России". Эти девушки поразили публику не только своими выдающимися голосами, но и настоящим артистизмом, умением держаться на сцене и выстраивать драматургию произведений. Наш совместный концерт произвел большое впечатление на аудиторию в Шанхае, и мы тут же получили приглашение выступить в других городах.
— Возвращаясь к теме современных технологий, хотелось бы узнать ваше мнение о внедрении ИИ в искусство. Что вы об этом думаете?
— Я считаю, что ИИ следует использовать только в тех объемах, в которых он действительно необходим: допустим, человеческому разуму понадобится две недели, чтобы решить какую-то задачу, а ИИ сможет найти ответ за две минуты. В таких ситуациях искусственный интеллект, безусловно, будет полезен. Но использовать его, особенно в искусстве, так, чтобы получившиеся в результате проекты оказывались лишенными души, — пусть даже это очень передовые работы, сделанные по последнему слову техники, — все равно нельзя.
— Любовь Юрьевна, известно, что к вам обращался за уроками патриарший архидиакон Константин Барган. Думаем, просьбы обучить людей поступают к вам довольно часто. Как выбираете, с кем хотите работать, а с кем — нет?
— Вы знаете, сейчас я стараюсь очень избирательно подходить ко всем тем, кого пускаю в ближайшее окружение. Я хочу, чтобы люди, которые со мной работают, были начитаны, слушали много музыки. Если они поют камерные произведения Иоганнеса Брамса, они должны знать и его симфонии — тогда музыкальный мир представится им с разных сторон. А если человек заточен на том, чтобы где-то засветиться или моментально понравиться публике, я отношусь к нему очень настороженно: для таких людей слово "карьера" важнее, чем слово "творчество". Подобное мне сегодня не очень интересно. Я хочу работать с ребятами, которых можно назвать творцами, которые понимают, что такое творчество. Они по-другому взаимодействуют с публикой и даже с миром.
На самом деле, конечно, долго такие люди в "кумирах" не задержатся: со временем их забудут. Надолго останутся в сердцах людей те, кто работает над собой, вырабатывает свой стиль, свой почерк, действует в соответствии со своими принципами, — такие авторы создают нечто свое, никого не копируют.
— Как думаете, есть ли сегодня такие исполнители?
— Есть, но до публики их почти не допускают. Сейчас в почете так называемые герои: развязные, вульгарные, напористые. "Герои" объявляются звездами каких-нибудь звукозаписывающих компаний, о них пишут в газетах, журналах. Они предстают в ярких — где-то даже нарочно сексуальных — образах. Вот, например, недавно одна оперная певица снималась, что называется, в чем мама родила. Ее спросили: "Как вы можете себе такое позволить?" Она ответила, что для того, чтобы привлечь молодежь, надо быть современной и не стеснять себя в средствах для самовыражения и создания образа.
Я считаю, что это нехорошо.Таким образом притягивать молодежь — это вульгарно, дурной вкус. Есть тут, конечно, и чрезмерное желание показать себя. Но вспомним слова Александра Сергеевича Пушкина: это "<…> в высоком лондонском кругу зовется vulgar" (роман "Евгений Онегин" — прим. ТАСС). Такие люди, однако, как правило, не остаются в индустрии. Они вымываются, как песок.
— Еще хотели бы затронуть и тему музыкальных конкурсов. Раньше вы были в жюри в шоу "Точь-в-точь" и "Один в один". Следите ли за какими-нибудь музыкальными конкурсами сегодня?
— Вы знаете, нет. Не смотрю. Более того, когда-то я отказалась от участия в этих конкурсах. Я предложила в рамках шоу вспомнить персонажей из музыкальных фильмов: Марио Ланцу, Лайзу Минелли, Барбру Стрейзанд, Элвиса Пресли, Сергея Лемешева, Любовь Орлову, ведь молодежь их сегодня не знает. Да и для старшего поколения это было бы приятным воспоминанием о прекрасном кино. Но мне было сказано, что аудитории интереснее будут те персонажи, которых знают все. Ничего не имею против таких людей, но про них уже и так все сказано. Зато такие персонажи, конечно, нравятся молодежи. Я это понимаю, но тогда делайте эти проекты без моего участия.
Знаете, мне до сих пор пишут люди с сожалением о том, что больше не видят меня на экране. "Вы, Геннадий Хазанов, Леонид Ярмольник — люди с биографией — превратили развлекательное шоу в образовательное, просветительское. Сегодня подобного вообще нет", — говорят они.
Да и на самом деле у меня сейчас так много других активностей, проектов, в которых я очень востребована, могу самовыражаться, создавать что-то новое для молодого поколения, жаждущего знаний, интересующегося происходящим. Поэтому, конечно, для меня есть вещи поинтереснее музыкальных конкурсов.
— Раз уж вы упомянули о большом количестве разнообразных проектов, давайте закончим нашу беседу литературной темой. Стоит ли вашим поклонникам ждать в новую книгу?
— Безусловно. Новая книга планируется. В ней я расскажу о своем мироощущении, продемонстрирую свой взгляд на людей, города и, конечно, театры. И все это — с исторической точки зрения, через призму наших традиций. Да, проектов сегодня, действительно, очень много.