Роман Новосёлов: Для хорошего звукорежиссёра самое важное качество – скорость
Роман Новосёлов «Для хорошего звукорежиссёра самое важное качество – скорость» звукорежиссёр, композитор, аранжировщик: О профессиональном пути «Я начал работать звукорежиссёром на «NN-радио» в 2012‑м. Тогда было такое радио в Нижнем Новгороде. Ознакомившись с вакансией звукорежиссёра, я осознал, что это именно то, чем я искренне хотел бы заниматься, не испытывая при этом никаких затруднений, поскольку давно интересовался вопросами обработки звуковых файлов. На собеседовании меня встретили программный директор, потом технический директор. Они мне позадавали вопросы по поводу монтажных программ, инструментов для звуковых обработок. Потом повели меня в звукорежиссёрскую «рубку», показали, что мне для работы понадобятся микшер, компьютер и тому подобное. Мне сразу дали задание по обработке аудиозаписей, так называемых синхронов, то есть комментариев экспертов и мнений людей на улице. Так, собственно, собеседование по факту сразу стало рабочим днём. В результате руководители поняли, что я могу что-то «нарезать», как-то обработать звук, этим удовлетворились и сказали, что ждут меня завтра. Стажировка была три летних месяца, а осенью меня приняли в штат. В целом ничего особенного не произошло. Всё было технически понятно, и какого-то вау-эффекта я не испытал, если вспоминать мой первый рабочий день. Хотя на самом деле это было большое счастье и удача – попасть на такое радио. У нас была большая редакция, каждые сутки в эфир выдавалось большое количество нового уникального контента. «NN-радио» было настоящим, живым, словно из фильма «День радио». Жаль, что проект закрылся. С коммерческой точки зрения он был невыгоден, но с человеческой – это была настоящая отдушина. Мы выдавали раз в час локальные новости, брали комментарии у множества людей, проводили опросы, вели вечернее и утреннее ток-шоу. Был максимальный интерактив со слушателями, призы, подарки, сезонные акции. Кроме того, проводились выездные мероприятия. Но содержание такой радиостанции было для собственников весьма затратным. В штате были технический директор, программный директор, музыкальный редактор, главный редактор новостей, четыре новостника, бухгалтер и рекламные агенты. Рекламный отдел обслуживал несколько радиостанций нашего холдинга: «Авторадио», «Энерджи», «Детское радио», «Камеди радио». Когда закрылось «NN-радио», я остался работать звукорежиссёром на остальных станциях холдинга. Но это уже была не совсем творческая работа. Хотя и на «Авторадио», и на «Энерджи» были региональные шоу, но всё-таки это радиостанции московские, со своими требованиями в плане производства контента. Я делал рекламу, оформлял прогнозы погоды, монтировал новости в записи. В результате за 13 лет успел поработать на радиостанциях разных типов. Сейчас один из проектов, которым я занимаюсь, – это федеральная интернет-радиостанция «Классное радио Движения Первых», станция молодёжная, ориентированная на выпускников школ и студентов. Делаю тематические программы, анонсы, джинглы, монтирую новости. Один из самых творческих материалов – молодёжный радиосериал «ШАПС – Школьное агентство помощи сердцам». Здесь мне приходится работать больше в формате аудиоспектакля, нежели в стиле простой тематической программы или подкаста. Поддержка диалогов, движения актёров, смена локаций/декораций… Одним словом, создание образов, что без видео очень сложно, но возможно. Это многогранный и креативный труд. Несмотря на юную авторскую группу, у нас довольно чёткий и жёсткий подход к производству контента. Конечно, качество входящих материалов, особенно в части записи и подачи, требует доработки, поскольку присылают материалы ребята со всех регионов страны. Основные мои усилия направлены на повышение качества звука и приведение материалов к необходимому стандарту. Наличие чётких технических заданий значительно облегчает эту задачу, поскольку в ТЗ детально прописана структура каждого элемента контента, указаны необходимые голосовые фрагменты и даны инструкции по компоновке». О специфике работы на радио «Работа звукорежиссёра на современном радио, как это ни странно, достаточно однотипная. Если вам как профессионалу хочется сложных творческих задач и вызовов, то, во-первых, стоит рассмотреть концертную звукорежиссуру, а во-вторых – музыкальную. Любая звукорежиссура – это решение частотных конфликтов, динамика, пространственные и шумовые эффекты. Однако концертная звукорежиссура более ёмкая, выполняет эти действия с большим сопротивлением. В студии, на мой взгляд, создавать контент гораздо легче, и креативных инструментов можно использовать больше. Однако здесь тоже есть нюансы, звукорежиссура для радио может быть очень разной. Радиостанции, на которых я работал, строго придерживались канонов и стандартов качества, не позволяя отклоняться от установленного формата даже при оформлении программ. Сейчас активно развивается подкастинг. В его производстве, на мой взгляд, больше пространства для творчества. Но подкасты, как и радио, ориентированы на восприятие информации и лишь потом – на эмоциональный отклик. Впрочем, в популярной музыке, рассчитанной на эмоциональное восприятие, также существуют стандарты, от которых сложно отойти. Для хорошего звукорежиссёра самое важное качество – скорость. Хороший режиссёр может с нуля смонтировать целиком, например, песню за час просто потому, что он знает весь инструментарий, знает, как всё сделать. Скорость работы, знание оборудования, опыт в том, какие надо делать манипуляции, чтобы контент звучал именно так, а не как-то иначе. Есть ещё один момент – это скорость реакции на пожелания заказчиков. Если ты делаешь всё быстро и качественно, тебя любят. Если ты делаешь медленно – с тобой просто не работают. В общем, несмотря на определённые рамки, радио – это моя работа, которая приносит мне деньги и позволяет развиваться как профессионалу. Я стараюсь делать её хорошо, поэтому меня и приглашают снова». О перспективах развития радио «Во-первых, меняется инструментарий. Я сейчас активно работаю с нейросетями. Они очень классно и быстро очищают записи от шума, помогают избавиться от излишней реверберации (реверберация – это звуковой эффект, придающий звуку ширину и глубину, создающий ощущение пространства вокруг говорящего, – прим. авт.). В целом программы с ИИ работают хорошо. Однако с точки зрения скорости автоматизация пока не достигла нужного уровня. Пока что без участия человека в этом направлении не обойтись. Во-вторых, меняется оборудование – как техническое, так и программное. Хотя основное оборудование не поменялось, пока мы пользуемся американским и европейским. Однако в плане звукового контроля наши отечественные мониторные системы уже не уступают мировым аналогам, а в некоторых применениях даже лучше и дешевле. Конечно, радио сегодня утратило свою «ламповость». Если вспомнить первые годы развития радиостанций, вернуть радио человечность, душевность, то его снова будут активно слушать. Кроме того, сейчас ты сам, не будучи профи в медиа, легко создаёшь себе контент, персонализируешь его на себя. Традиционные медиа такой возможности не дают: за тебя уже всё решили, что ты должен слушать. А современный человек не очень любит, когда за него решают. У него должно быть ощущение того, что он сам решает. Статистика показывает, что основная аудитория радиослушателей – это водители автомобилей. В период пандемии COVID-19, когда люди сидели дома, они не стали больше слушать радиостанции, однако значительно увеличилась аудитория у подкастов. Так что, на мой взгляд, радиовещание должно активно размещать свой контент в подкастовом формате на всех доступных площадках, привлекая тем самым внимание к своему вещанию». Самый важный для меня проект – это мой музыкальный альбом, который я никак не могу выпустить, но считаю эту часть жизни очень важной, поскольку я творческий человек. Альбомов вообще несколько. Первый записан, второй пишу, третий в черновиках. Каждый год друзья шутят, предлагая выпустить альбом ко дню рождения. А я пока держу свои замыслы «в столе», так как работа не позволяет отвлечься.