Константин Ежов: Звукорежиссёры руководят эмоциями

Константин Ежов «Звукорежиссёры руководят эмоциями» заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры Нижегородской государственной консерватории: О профессиональном пути «Я учился в школе с техническим уклоном. Мы активно занимались физикой, электроникой, что-то паяли, сооружали. А в свободное время большинство из нас увлекались пластинками. В 70‑е годы в Советском Союзе хороший винил найти было трудно, поэтому, если кто-то доставал зарубежную пластинку, она сразу переписывалась на магнитофон, в большинстве случаев кустарным способом. В общем, первые навыки звукозаписи я получил ещё в школе. Ещё один важный момент – влияние отца, который в те годы основал хоровую школу «Жаворонок», которая известна в нашем городе до сих пор. «Жаворонок» для меня – школа любви и добра, творчества и радостного общения. Именно в «Жаворонке» я начал заниматься озвучиванием концертных программ, вокальных вечеров, дискотек. В итоге, когда впервые поехал летом в хоровой лагерь от «Жаворонка», у меня был с собой кассетный магнитофон, фонарик и пара батареек – для проведения мероприятий. Собираясь в хоровой лагерь в начале 90‑х, мы уже везли с собой грузовик с музыкальной аппаратурой. Лагерь этот был очень творческим. У нас были свои и отрядное радио, и газета, была журналистская работа: брали у ребят интервью, готовили поздравления с праздниками и так далее. А после отбоя я включал трансляцию аудиокниг, которые были заранее мной записаны на магнитофон. У нашего радио были свои перебивки, заставки, у программ была структура. Папа потом очень жалел, что мы не записали свои «прямые эфиры» на плёнку… Кроме этого я ещё успевал заниматься фотографией и записью на киноплёнку фильмов по собственным сценариям, ну и активно занимался музыкой. В итоге после школы я поступил в музыкальное училище, а затем в Нижегородскую консерваторию на дирижёрско-хоровое отделение. В консерватории ребята были очень разносторонние в плане творчества, делали капустники, снимали студенческие видео. То есть я попал снова в свою стезю и с первого курса начал заниматься озвучкой самых разных студенческих мероприятий. Примерно в то же время я впервые перешагнул порог Горьковского телецентра, встретился с Анатолием Ивановичем Бурдовым – журналистом, композитором, который тогда был редактором музыкальной редакции Горьковского радио. И буквально через неделю уже паял с техниками стойку для многоканального магнитофона. Не успел освоиться с техникой, мне говорят: «Костя, ты едешь в оперный театр записывать радиоверсию «Князя Игоря». Ну, думаю, хорошо. Сходил в консерваторию, взял клавир оперы «Князь Игорь», а потом сидел на записи в качестве помощника звукорежиссёра, смотрел в клавир и активно подсказывал, где надо будет приглушить звук, а где, наоборот, прибавить. Консерваторское образование вкупе со знанием звукозаписывающей техники сделали своё дело. Прошёл год моей работы на радио, и меня стали звать уже на телевидение. Однажды Юрий Борисович Беспалов позвал меня на монтаж, а это – один из наших мэтров теле- и кинодокументалистики. Мне было очень приятно, когда он говорил: «Как быстро с тобой работать!». Я помогал и звуковые фоны подбирать под видео, и осуществлять сам монтаж звука. Это был тогда сложный процесс, поскольку никаких программ автоматизации и никакого интернета и в помине не было. В итоге за годы работы со звуком я изучил всё – от винила до различных аудиомонтажных программ и плагинов. Этот опыт дорогого стоит. Видимо, поэтому при создании кафедры «Музыкальная звукорежиссура» в Нижегородской консерватории имени М. И. Глинки этот мой опыт и решили использовать. Когда в консерватории решили образовать кафедру музыкальной звукорежиссуры, то меня сразу туда пригласили. Опыт лекционного чтения у меня к тому времени уже был: цикл лекций по работе со звуком я читал в учебном центре Нины Зверевой. Кроме того, очень пригодился и педагогический стаж в хоровой школе «Жаворонок». В итоге несколько лет поработал параллельно на телевидении и в консерватории, а когда наша кафедра получила современное оборудование, перешёл полностью на преподавательскую работу. Огромное спасибо хочу сказать одному из вдохновителей и инициаторов создания нашей кафедры Эдуарду Борисовичу Фертельмейстеру, а также Тамаре Яковлевне Железновой и Петру Кирилловичу Кондрашину, чей жизненный и профессиональный опыт использую в своей работе и по сей день». О студентах и процессе обучения «Наша профессия – не для тех, кто хочет славы. Она обращена прежде всего к особенностям человеческого мышления, к человеческим способностям к творчеству и в то же время к логике, рациональности. Именно от звукорежиссёра зависит, с какими впечатлениями выйдет человек после прослушивания концерта, аудиокниги, спектакля. Я студентам показываю на первом курсе такой приём на эмоциональное мышление. Представьте себе кадр: зимняя ночь, заснеженный лес, сугробы, ёлки и полянка. На полянке стоит избушка, в ней горит маленькое окошечко. Вам нужно подобрать музыкальное сопровождение к этой картинке. Если мы «подложим» сюда песню «В лесу родилась ёлочка», у нас появится новогоднее настроение. Если мы «подложим» сигналы точного времени и новости радио «Маяк», то это будет обычный вечер после трудового дня в колхозе… Звукорежиссёры руководят эмоциями. Да, мы за кадром, но роль наша очень важна. Сейчас, когда современный человек потребляет звуковую информацию и музыкальный материал на 99% через электронные средства, то качество потребляемого нами звука может сильно страдать. Звукорежиссёр – обязательное звено в цепочке от творца до слушателя. Любой звук, записанный на специальный носитель, проходит так называемый электроакустический тракт. И здесь звукорежиссёр должен следить за качеством записи, за особенностями обработки звука и конечным результатом. Я в силу возраста по-прежнему смотрю традиционное телевидение и слушаю традиционное радио и, к сожалению, слышу там много брака по звуку, несмотря на то, что технические средства год от года становятся всё более совершенными. Но ведь не только в технике дело! Важно даже то, на какой стойке стоит микрофон и на каком расстоянии он находится от говорящего. И ещё миллион всяких нюансов, которые пока может знать только живой специалист, но никак не нейросеть. Много студентов поступает к нам потому, что их привлекает профессия музыкального звукорежиссёра, они сами занимаются творчеством. В таких случаях они приходят не потому, что не знают какие-то программы для монтажа звука. Им не хватает компетенций для того, чтобы грамотно и качественно записать, свести, сделать мастеринг фонограммы. На самом деле профессия звукорежиссёра намного более многогранна, чем кажется: наши студенты могут работать в рамках концертов, делать контент для радио и телевидения, создавать музыкальные треки и многое-многое другое. У нас некоторые студенты играют в группах, некоторые работают в клубах ди-джеями. Сейчас к нам могут поступать ребята сразу после 11-го класса, минуя музучилище, сдав вступительные экзамены. Поэтому к нам приходят и зрелые музыканты, и ребята после музыкальных училищ, и дирижёры, и композиторы, иногда очень взрослые люди. И вместе с ними – вчерашние школьники. Получается очень пёстрый, но в то же время необычный творческий коллектив. На первом курсе группы совершенно разные и по кругозору, и по профессиональным данным, приходится кого-то дотягивать, кого-то притормаживать. Но работать по профессии после окончания вуза идёт абсолютное большинство наших выпускников. Конечно, важен тот факт, что звукорежиссёры работают с профессиональными музыкантами. Все наши студенты в той или иной степени музыканты. А музыкант, особенно академический, так воспитан с детского сада, что его основная задача – выступать перед публикой. Поэтому у нас ребята в целом очень коммуникабельные, хорошо знают основы акустики, особенности звучания разных музыкальных инструментов в концертных залах. В то же время им сложно музицировать, когда вместо залов они оказываются в студийных помещениях без окон, наедине с массой звукозаписывающей техники. Понятно, что каким бы ни был опытный музыкант, каким бы ни был опытный исполнитель, он в рамках профессии звукорежиссёра выходит из зоны акустического комфорта. Задача звукорежиссёра состоит в том, чтобы создать для музыкантов в студии комфортную психологическую и эмоциональную обстановку. Звукорежиссёр хорошо понимает тех, кто приходит к нему на запись и волнуется из-за того, как звучит его голос. В нашей профессии важна стрессоустойчивость, этому мы тоже учим ребят. Потому что, если ты сидишь в прямом эфире и включил не тот плеер, пошёл не тот трек, то это услышат миллионы человек. Если ты работаешь на рок-концерте, где специфическая публика собирается, а у тебя микрофон не включается, то бородатые люди могут подойти и начать выяснять, в чём дело, ведь звукорежиссёрский пульт находится в центре зала. И так далее и тому подобное. Наша профессия требует высокой работоспособности, у звукорежиссёров нет нормированного рабочего дня. Ещё эта работа требует самоотречения. Когда ты монтируешь контент по техническому заданию и понимаешь, что заказчик ставит задачу не очень профессионально, но тебе всё равно нужно выполнить эту работу, смонтировать этот ролик или эту фонограмму». О благодарности «В звукорежиссёрской среде есть такая поговорка: «Если концерт прошёл хорошо, то музыканты молодцы, а если концерт прошёл плохо – виноват звукорежиссёр». Когда я хожу на какие-то большие мероприятия, то после окончания всегда стараюсь обязательно подойти к звукорежиссёру и поблагодарить его. Потому что знаю, насколько такая благодарность для звукорежиссёра важна, это очень поддерживает эмоционально. Хотя, на самом деле, чем меньше видна работа звукорежиссёра на большом мероприятии, тем лучше он делает свою работу».

Константин Ежов: Звукорежиссёры руководят эмоциями
© Нижегородская правда