Владимир Спиваков привез в Волгоград песни о войне и о Победе

Народный артист СССР Владимир Спиваков, народная артистка России Хибла Герзмава, Национальный филармонический оркестр России посвятили 80-летию Победы музыкально-патриотический проект – концертную программу «Я люблю тебя, жизнь!», которая многократно исполнена в 2025 году в различных регионах России. Кульминационной точкой этой программы стало выступление звезд 9 мая в городе-герое Волгограде.

Родные мелодии

Маршрут этой концертной программы охватил знаковые места воинской славы, среди которых особое место занимают Москва, Санкт-Петербург и Волгоград. Выступление 9 мая в городе-герое на Волге Владимира Спивакова, Хиблы Герзмавы и Национального филармонического оркестра стало ярким событием большой праздничной программы Дня Победы. Волгоградцы принимали российских музыкантов восторженно.

На этот вечер в Волгоградскую филармонию были приглашены ветераны – дети военного времени, участники СВО, и свободных мест в зале-тысячнике не было. В программу «Я люблю тебя, жизнь!» вошли любимые народом и узнаваемые с первых нот песни 1940–1980-х годов о Великой Отечественной войне.

Не случайно свое название программа получила по легендарной песне Эдуарда Колмановского, написанной на стихи Константина Ваншенкина и ставшей одним из символов советской эпохи. А строчки «Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно» были крылатыми.

Песни о войне – это не только произведения 1941–1945-х годов, но и шедевры, созданные в послевоенные годы. Среди них песни Василия Соловьева-Седого, Андрея Эшпая, Александры Пахмутовой, Яна Френкеля, Давида Тухманова, Булата Окуджавы, которые по сей день откликаются в сердце. «До свидания, мальчики», «Эх, дороги…», «На безымянной высоте», «Сережка с Малой Бронной», «Журавли» – они часть нашей истории и культурного кода. И сейчас их по-прежнему помнят, поют и с удовольствием слушают. Родные мелодии вызывали прилив эмоций у сидящих в зале и заставляли вновь и вновь аплодировать.

Особое место в этом специальном музыкальном проекте отведено симфоническим произведениям отечественных композиторов-классиков (от Чайковского до Свиридова) и выдающимся образцам киномузыки. Например, это задушевные и волнующие вальсы – Шостаковича из кинофильма «Первый эшелон», Шнитке из кинофильма «Экипаж».

Концерт начался со «Священной войны» Александрова – Лебедева-Кумача в записи. Во время этой суровой заставки музыканты, держа в руках инструменты, недвижно замерли у нотных пюпитров. И публика тоже дружно встала со своих мест.

А завершающим эмоциональным аккордом вечера стали «День Победы» Давида Тухманова, проникновенные строки поэта-фронтовика Юрия Левитанского, которые читал Владимир Спиваков: «Я не участвую в войне, война участвует во мне. И пламя вечного огня горит на скулах у меня».

«Вообще драматургия этого концерта выстраивалась так, чтобы мы вспомнили, как развивалась ситуация на фронте во время войны, – поясняет директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев. – Песня «До свидания, мальчики!» начинает этот концерт, потому что вот с этого начиналась война, с того, как на фронт провожали не только солдат, но и ополченцев, большинство из которых погибли. Штатские люди, студенты не были подготовлены, все полегли, кто подо Ржевом, кто под Вязьмой. Следующая песня «Эх, дороги…» сразу вызывает картину пропыленных военных дорог – и это тоже символ войны. В песнях мы прослеживаем этот трагический путь».

Особый город

В интервью перед началом выступления маэстро Владимир Спиваков сказал, что это программа, которая вынимает всю душу.

«Мы это делаем от всего сердца, совершенно искренне, искренность – это откровение сердца, – сказал Владимир Спиваков. – Мы, естественно, не можем спать после этих концертов. 4 мая был концерт в Москве, 8 мая – в Ленинграде. И вот 9 мая мы прилетели в Волгоград-Сталинград. Для меня он больше Сталинград. Да и во всем мире его знают как Сталинград... Мы встали в 5 часов утра сегодня и прилетели к вам. И я очень рад, что в нашей программе будет много очень знакомых песен, которые вызывают у людей слезы. На концерте вы не найдете равнодушных ни в зале, ни на сцене».

Российские музыканты привезли в Волгоград песню Александры Николаевны Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишина».

«И я знаю отношение Хиблы к этой песне, она волновалась, как она будет ее петь именно здесь, – рассказал маэстро Спиваков. – Сразу после прилета Хибла поехала поклониться героям на Мамаев курган…»

Выступлениям в городах-героях Владимир Спиваков придает особое значение. В Ленинграде прошло послевоенное детство и становление музыканта. Его мама пережила блокаду. Отец ушел на фронт в самую первую неделю, получил два тяжелых ранения – в позвоночник и в шею.

«Вчера мы с Хиблой Герзмавой и с Национальным филармоническим оркестром дали концерт в Ленинграде, я говорю так, потому что для меня Ленинград – это город, в котором моя мама пережила блокаду. И мы играли в зале Ленинградской филармонии, в том самом знаменитом зале, где 9 августа 1942 года прозвучала Ленинградская симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Глядя на маму, я всегда поражался необыкновенной дружбе между всеми блокадниками».

Волгоградка Юлия Федоровна Севостьянова – ребенок военного Сталинграда и о войне знает не понаслышке. На концерт она пришла, по ее словам, с большим трепетом.

«Война началась, когда мне было четыре года, а когда немцы пришли в Сталинград, мне было уже около шести, поэтому я великолепно все помню, – поделилась Юлия Федоровна. – Самые жуткие воспоминания – это бомбежки, которые повторялись в течение дня по несколько раз. Нас, детей, а у меня еще братишка был младший, таскали в подвал. И это было страшно. Когда сидели там, от бомб сотрясались стены, и весь этот вой наводил на нас ужас. А потом мы узнали про случай на «Баррикадах», где во время бомбежки дом завалило, и людей, которые укрывались в подвале, некому было спасти. Целую неделю из-под земли неслись вопли и стоны. Поэтому решили рыть недалеко от двора окопы. Когда ты, ребенок, сидишь в этой щели, держась за бабушкин подол, а над головой летают бомбардировщики, и это бывало порой ночью, – это незабываемые воспоминания. Поэтому песни военных лет вызывают у меня невероятные эмоции. Мы и плачем, и радуемся, когда их слышим, хотя вот сколько лет прошло после войны. Спасибо нашим талантливым музыкантам за эту память сердца».