"И помнит мир спасенный..."
Именно тогда стали нарицательными слова "Малая Земля" и прославилось имя легендарного Цезаря Куникова. Причем Павел Игнатов не только стоял управлял процессом создания фильма как режиссер, но и стал одним из соавторов сценария наравне с Андреем Старовойтовым и Рустамом Салимшиным. И авторам удалось изящно связать события восьмидесятилетней давности с днем сегодняшним и его болевыми точками. При этом — напомнить о "местах боевой силы" города-героя – показать Малую землю, клуб имени Маркова, разрушенный Дворец культуры цементников и другие знаковые места города. …Главный герой — наш современник сорокалетний Василий (весьма достоверный Максим Щеголев) — вполне благополучный историк. У него прекрасная подруга и роскошная двухэтажная квартира. Жизнь вроде вполне удалась. Но однажды по просьбе друга-полицейского он проводит профилактическую экскурсию по памятным местам Новороссийска с так называемыми "трудными" подростками. И в процессе вместе с ними переосмысливает многие общечеловеческие ценности. Решение небанальное: экскурсовод как бы сканирует каждого из подростков со знаком "минус" и находит ему "двойника" в том военному аду, рассказывая и показывая его биографию. Это, по сути, прикладная психология, которая при всей простоте оказывается весьма эффективна. Вот подросток-драчун, который избил "понаехавшего" таджика — а вот его сверстник, которого во время войны спас другой таджик... И такие говорящие примеры находятся для каждого из членов "банды"... Поэтому перед нами как бы две реальности — современная и военная, тесно переплетенные друг с другом. Мы видим не только масштабные батальные сцены боев (здесь интересно сочетание цветного и черно-белого кадра), но и личные истории героев, их переживания, страхи и надежды. Авторам удалось создать правдивую и эмоциональную картину войны, показать не только героизм и самопожертвование советских солдат, но и их прямую метафизическую связь с днем сегодняшним. Особенно драматично выглядит сцена ожесточенной драки героев у Вечного Огня с маргиналами, которые решили пожарить на нем сосиски... И здесь фильм не просто напоминает о цене, заплаченной за сегодняшнюю благополучную жизнь, но заходит на зыбкую территорию "своих" и "чужих". Эти понятия сегодня оказываются размытыми, неясными. Не все так сейчас однозначно, как на передовой... Люди, вроде говорящие по-русски, оказываются предателями — памяти своей земли. Так фильм невольно заставляет размышлять о ценностях вечных и преходящих. И здесь очень к месту пронзительная музыка, написанная композитором Иваном Суслиным. А придирчивый зритель отметит для себя полную историческую достоверность костюмов, оружия и техники — все они вполне соответствуют эпохе (художник Владимир Наместников). В финале как заключительный аккорд мы увидим и знаменитое шествие Бессмертного полка по улицам Новороссийска. Среди его участников окажутся и "трудные" подростки, которые не сразу станут "легкими", но все-таки изменят за один день многое: и мировоззрение, и поведение – благодаря мудрому учителю истории, чья педагогика так незаметна и так действенна... И поэтому вполне логично, что фильм "Бессмертный полк" включен в конкурсную программу пятого открытого российского фестиваля патриотического кино "Малая земля", который стартует 13 мая в городе-герое Новороссийске.