Опера по прозе Виктора Астафьева стала событием Красноярского оперного театра
Фраза Астафьева - "От войны на войне нельзя уйти, войну на войне не обойдешь" - стала драматическим камертоном оперы. При этом в спектакле нет ни батальных сцен, ни слезливо-слащавой интонации. На сцене, повинуясь музыке Александра Чайковского и благодаря внутренне строгой постановке Ирины Лычагиной в аскетичном визуальном решении сценографа Марии Высотской, возникает притча, взывающая к разуму хотя бы во имя любви.
Оперу "Любить на войне" по произведениям Виктора Астафьева, чья малая родина - село Овсянка Красноярского края, композитор Александр Чайковский написал по заказу Красноярского театра. К столетию писателя немного не успели, а вот к 80-летию Победы в Великой Отечественной премьеру показали публике. Но это произведение оказалось отнюдь не формальностью, приуроченной к конкретным датам.
Нельзя не заметить, что благодаря инициативности директора Красноярской оперы Светланы Гузий театр, пожалуй, единственный в России, отважно (и регулярно!) пополняет свою афишу премьерами современных композиторов, на партитурах которых еще не успевают высохнуть чернила. И чаще всего затея оказывается успешной. Для Александра Чайковского это вторая мировая премьера оперы на сибирской сцене. В июне 2019 года был "Ермак", в основе сюжета которого история создания Василием Суриковым полотна "Покорение Сибири Ермаком".
На сцене Красноярского оперного театра возникает музыкальная притча, взывающая к разуму хотя бы во имя любви
Его новую оперу после набатного аккорда открывает лаконичное оркестровое вступление - мрачное, с отголоском зловещего эха, звучание медных, барабанная дробь, и сцена уже охвачена отблесками фронтового огня. Партитура написана так, что музыка не доминирует над словом. В спектакле переплетаются судьбы героев двух повестей - "Звездопад" и "Пастух и пастушка", а также пьесы "Прости меня". А еще в либретто возникают строки Кольцова и Блока - любимых поэтов Астафьева. И за каждым - своя пронзительная история любви, мгновение счастья, опаленного войной.
Боря (Денис Гречишкин) и Люся (Алена Зафран), Миша (Андрей Колобов) и Лида (Анна Авакян), Афоня (Валентин Колесников) и Матрена (Алена Бабивская) - сколько сердец повенчала и разлучила война навсегда... Привычные оперные арии и дуэты обретают интонации баллады, частушки, романса, вальса или колыбельной. Важной фигурой становится символический персонаж - Смерть. Она всегда рядом с человеком, но на фронте ее соседство ощущается особенно близко. Смерть (Дарья Рябинко в этой роли ярка и харизматична) в образе роковой кинодивы из немецких трофейных фильмов ведет дьявольское танго с убитым германским генералом: на войне перед ней все равны... А символом необъятного женского горя становится проникновенный плач Матрены.
Всего 9 картин с эпилогом, каждая на фоне гнетущего мрака (в прямом и переносном смысле) несет в себе призрачную надежду на светлое будущее: и тут металлические шкафы (госпитальные палаты, более похожие на цинковые гробы) превращаются в мост любви и поцелуев, пусть немного и проржавевший... При этом жизнь людей в годы военного лихолетья показана с достоинством и внутренней красотой, без натурализма и излишней детализации. Но когда на сцене бушует пламя, то в зале чудится его горячее дыхание, а когда на ветру колышется ветка сирени, то будто ее аромат наполняет зал. Работа впервые образовавшегося творческого тандема Ирины Лычагиной и Марии Высотской оказалась впечатляющей.
Музыкальный руководитель постановки Дмитрий Юровский, но один из премьерных показов провел дирижер Михаил Леонтьев. И сделал это очень тактично - и в эмоциональном плане, и в профессиональном, исполнив партитуру, подчеркивая все ее достоинства и элегантно отмечая все авторские желания обратиться к некоторым квазицитатам, быть может, для усиления контекстного восприятия. Например, когда на сцене царствует Смерть, то возникает мотив, отсылающий к "Траурному маршу" из "Гибели богов" Вагнера. Ария же Мишки с хором на стихотворение Кольцова "По-над Доном сад цветет" преобразуется в цитату Соловьева-Седого из его знаменитой песни "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат".
И хотя одной из пар главных героев Александр Чайковский старается подарить счастливую любовь в финале, когда в зале гаснет свет с последним аккордом, публика, будто не дыша, замирает в полной тишине. Словно застыла в минуте молчания...