"Толковая стрелкотня"
А теперь вот встал рядом с интеллектуалом Гарландом, который известен множеством проектов – он и писатель, и сценарист (долго работал с Денни Бойлом – "Пляж", "Пекло", "28 дней спустя" и прочее; хорошие фильмы). Еще – продюсер и режиссер. Причем из тех, что в России пользуется интересом и даже уважением (вот, например, как Франсуа Озон). Фильмы его у нас широко обсуждались – "Из машины", "Аннигиляция", и, конечно, так обрадовавший всех "Конец империи", про то, как США гибнет в огне гражданской войны (а в фигуре злодея-президента там был явный намек на Трампа). Конечно, с точки зрения кинематографичности это не совсем "настоящие" фильмы (и тут Гарланду до Озона как до луны). В них важнее идея, ну, в крайнем случае, сочетание формальных приемов. Нет киношного "мяса", которое так любят многие даже у слабых режиссеров. Гарланд слишком рационален, рассудочен. Вот именно что интеллектуал – кстати, он большой поклонник нашего Тарковского (ну и климовский "Иди и смотри" ему знаком). Здесь это дало необычный результат. Полтора часа мы видим бой со стороны отряда спецназовцев. Здесь нет стилизации под репортаж, дрожащей камеры, рваного звука: это бой, поставленный по всем киноправилам. Бум, гром, дым, все дела. "Толковая стрелкотня" – как одобрительно написал один зритель (возможно, сам имеющий боевой опыт…). И для авторов, несомненно, это выглядит как комплимент. Длится фильм всего полтора часа. Происходит много, но, по сути, не происходит ровным счетом ничего. Молодые актеры (многие уже засветились в интересных проектах, им сулят большое будущее) удачно изображают молодых солдат (а том числе и самого Мендозу). Но про них говорить нечего – они неразличимы в массе, да и их лиц почти не видно из-за шлемов. Да и вообще - в фильме нет привычной нам драматургии, история обозначена общими контурами, нет и музыки, подчеркивающей эмоции. Главное – ракурсы, эффекты, чистое насилие. Жалко ли нам героев? А мы их не знаем. У них нет амплуа, которыми создатели боевиков награждают своих солдат, чтобы вызвать наши эмоции (новичок, бывалый, интеллигент, трус и т.п.). Просто какие-то ребята, палящие во все стороны. Врагов мы, можно сказать, не видим, и ненависти к ним нет совсем. Фильм идет как будто в реальном времени – столько же, сколько бой. Да и перевести оригинальное Warfare вполне возможно именно как "Бой" . Компьютерная игра? Кинокомикс? Все же репортаж, которых мы видели в последние год очень много (в финале нам покажут тех, настоящих солдат рядом с их исполнителями)? Все вместе. В итоге создатели сознательно добиваются того, что правдоподобие есть, а киноправды нет и близко. Или, говоря по-другому, рассказ о совершенно РЕАЛЬНОМ событии выглядит именно как аттракцион. Собственно, они на это и рассчитывали, о чем постоянно твердит сам Гарланд: мол, с актерами он не работал, пространство фильма не организовывал, "я смог сосредоточиться на некоторых вещах в кинопроизводстве, которые я действительно люблю, а именно на технических аспектах работы с камерой, светом и тому подобным" . Такой вот трюк. А самое интересное, что фильм – он идет в нашем легальном прокате – многие принимают за чистую монету, как еще один из военных боевиков. Хотя и отмечают, "какой-то он не такой". Не такой. Тем и интересен. Ничем больше.