Режиссер Се Лимин - о том, как Чехов сочетается с китайской драмой
Театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется 23 мая "Чайкой" Льва Додина. На площадке под открытым небом под аккомпанемент соловьев и среди благоухания неповторимых ароматов чеховского сада на сцену выйдут Елизавета Боярская, Евгений Зайфрид и Анна Завтур. А 28 мая свою версию знаменитой пьесы покажет Сычуаньский народный художественный театр. И это, не считая еще двух "Чаек" от театров из Новосибирска и Твери. О том, как Чехов сочетается с китайской драмой, оперой и джазом, "РГ" поговорила с режиссером постановки Се Лимином.
Почему для показа в Мелихово вы выбрали "Чайку"?
Се Лимин: Это наш поклон великой России, Чехову и его героям - тем самым "чайкам", чья смелость, стойкость и романтика вдохновляют мир. В постановке мы соединяем китайский язык, элементы драмы и оперы, джаз с налетом ностальгии, оригинальные песни и русскую балладу "Журавли" в китайском исполнении.
Чем ценна "Чайка" лично для вас?
Се Лимин: Главная тема "Чайки" - конфликт искусства и реальности. Через страдания молодого писателя Треплева и актрисы Нины Чехов исследует крушение идеализма в столкновении с действительностью. Нина, ищущая чистоты искусства, погружается в мирскую суету, а Треплев кончает с собой из-за творческого провала и душевной пустоты. Эта "пропасть между идеалом и реальностью" вызывает у меня сильный резонанс. Мой любимый персонаж - Нина. Ее трансформация символизирует крушение и возрождение идеализма.
А еще в числе любимых чеховских пьес для меня - одноактная комедия "Медведь". Мне нравится ее глубина под комической оболочкой. Через ссору вдовы Поповой и кредитора Смирнова, завершающуюся поцелуем, Чехов иронизирует над социальными условностями и противоречиями человеческой натуры. Резкий переход героев от ненависти к страсти - образец черного юмора в изображении "любви-вражды".
В чем уникальность вашей версии "Чайки"?
Се Лимин: Наша версия деконструирует оригинал, задаваясь вопросом: в каких героях - Костя, Тригорин или других - Чехов воплотил собственный опыт? Учитывая его медицинское образование, мы выбрали доктора Дорна как ключевую фигуру. Спектакль начинается с финальной сцены самоубийства Кости, разворачиваясь ретроспективно через призму взгляда врача, исследующего внутренний мир героя. Режиссура имитирует "вскрытие": Дорн анализирует не только тело Треплева, но и его мечты, реальность, эпоху, даже самого Чехова.
Вы были бережны к чеховскому сюжету?
Се Лимин: Мы сохранили верность тексту, но переосмыслили форму. Действие перенесено в китайский исторический контекст, близкий эпохе Чехова: эксперименты Треплева перекликаются с бунтарским духом "Движения 4 мая" - китайской литературно-театральной революции.
Режиссура имитирует "вскрытие": Дорн анализирует не только тело Треплева, но и его мечты, реальность, эпоху, даже самого Чехова
Актеры играют сразу несколько ролей (Сорина, Дорна, Шамраева и даже "сторожевого пса"), подчеркивая абсурдность отношений. Эта "полифония" отражает хаос чеховских персонажей. Сценография, вдохновленная условностью китайской оперы, превращает озеро и чайку в метафоры, а "пьесу в пьесе" и самоубийство Треплева - в притчу об иллюзиях.
Смотрите также
23-24 мая, 19:30, Открытая сцена
"Чайка". Сочинение для сцены Льва Додина по мотивам одноименной пьесы А. П. Чехова
27 мая, 19:00, Открытая сцена
"Чайки". Новосибирский городской драматический театр
28 мая, 17:00, Театральный двор
"Чайка". Сычуаньский народный художественный театр (Китай)
29 мая, 19:00, Открытая сцена
"Чайка". Тверской областной театр юного зрителя