Почему нужно услышать симфонию Nicole в исполнении musicAeterna и Курентзиса

Строгое убранство Большого зала Московской консерватории, начиная с памятника Петру Чайковскому на улице, было полностью завешено черными полотнами - одна из изюминок загадочного и элегантного Теодора Курентзиса. Минималистская, завораживающая атмосфера, встречающая зрителя, превращает любой рядовой концерт MusicAeterna в крупное событие. В этот раз вечер действительно был уникальным - молодой амбициозный композитор Илья Демуцкий представил свое новое сочинение, симфонию Nicole. О прошедшем вечере рассказывает РГ.

Почему нужно услышать симфонию Nicole в исполнении musicAeterna и Курентзиса
© Российская Газета

Симфония создана при поддержке элитной компании недвижимости, которая реализует невиданный грандиозный проект - возвращает жилые кварталы в Китай-город. Проект совместит ультрасовременное комфортное пространство с историческим контекстом. Единственная сохранившаяся в Китай-городе боярская городская усадьба Хаджи-Консты, возведенная в 1737 году, будет интегрирована в квартал, состоящий из трех архитектурных резиденций.

В роскошно украшенной консерватории гостями стали звезды светской хроники и деятели культуры: главный редактор Vogue Алена Долецкая, галерист, арт-менеджер, бывший директор Пушкинского музея Марина Лошак, нынешний директор Пушкинского музея Ольга Галактионова, директор ГЭС-2 Алиса Прудникова, актриса Надежда Михалкова, певица Теона Контридзе, искусствовед и бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и многие другие.

Переходя от нежного романтического звучания к яркой экспрессии, Демуцкий постарался отразить связь прошлого и настоящего в архитектуре Китай-города и его главной артерии, Никольской улицы, отсюда и название трехчастного симфонического цикла.

Основной мотив симфонии Nicole - взаимосвязь музыки и архитектурных форм. Композитор Илья Демуцкий исследует трансформацию исторического центра Москвы и его нового облика. "Моя симфония Nicole - это музыкальный собор, возведенный из звуков, где каждая нота подобна камню в стремлении к гармонии. Меня вдохновила сама суть архитектуры - ее способность застыть во времени, оставаясь вечной", - так композитор поясняет свой замысел.

Композитор мастерски владеет оркестровым письмом: камерные фрагменты с задушевными соло и крупные оглушающие тутти, порой наивные, очаровывают безусловно и безвозвратно. Музыка Демуцкого легко воспринимается современным слушателем - она не нагромождена модернистскими приемами и смыслами, наоборот, в ней много открытости, органичности, красивых тембровых сочетаний. Эпизоды "склеены" между собой монтажным способом, будто бы из лоскутов киноленты. Оттого симфония кинематографична, изобразительна и напоминает лучшие образцы музыки для фильмов.

Композитор действительно старается строить музыку как художник, ваяющий величественные памятники и сооружения.

Демуцкий дважды гармонично вплетает в академическое симфоническое полотно электронные биты - буквальный диалог истории и современности. Первый эпизод подкупает удачным техничным приемом эха между гулким ритмичным битом и жесткими ударами медных инструментов, второй же - удивляет излишне эклективным сочетанием синти-попа и советской маршевой мелодии "а-ля Шостакович".

Программа концерта стала настоящим синтезом прошлого и настоящего - вслед за Демуцким прозвучала симфоническая поэма Петра Чайковского "Франческа да Римини". Она основана на сюжете из 5-песни "Ад" из "Божественной комедии" Данте, рассказывающей о трагической любви Франчески к младшему брату ее мужа.

Картинность и изобразительность поэмы была в стройном согласии с современным опусом Демуцкого. Чайковский фантастически обрисовывает вихри ада по краям композиции, обрамляя лирическое соло кларнета (рассказа Франчески). Два разных композитора, две разные эпохи, школы, которые объединены общими идеями и традициями русского искусства встречаются на одной сцене, оживая под управлением маэстро.