Владимир Девятов: «С национальным колоритом...»
С чего начинается Родина? Может, с народной песни? В исполнении этого артиста, получившего мировое признание, звучат всеми любимые композиции: «Очи чёрные», «Выйду на улицу», «Степь да степь кругом» и много-много других. В гостях у редакции народный артист Российской Федерации музыкант Владимир Девятов. Поговорили с ним о достоянии нашей культуры и сохранении русских традиций. - Совсем недавно вы отметили юбилей. Уже построили планы на ближайшее время? - В перспективе - трудиться и никогда не «сдуваться». Писать музыку, гастролировать и петь. Продвигать и популяризировать традиционную песенную культуру России. Силы, опыт и желание есть - в общем, всё для того, чтобы работать. - 2025-й начался для вас с назначения на должность художественного руководителя Фольклорного центра «Москва», который создавала ещё Людмила Рюмина. Какие принципиальные изменения планируете внести? - Будем использовать современные и креативные подходы. Я взял курс на увеличение в программе доли фольклорных проектов. Сейчас их в репертуаре центра всего 15-20 %. В театре идут замечательные мюзиклы, талантливо написанные и поставленные продюсером, композитором и певцом Глебом Матвейчуком. Также здесь проходят драматические спектакли. Но мне хотелось бы больше фольклора. И, конечно, без вариативности не обойдёмся! Готовим постановки в аутентичных форматах и смелые эксперименты! - Что станет вашей целью в условиях центра - законсервировать традицию или дать ей пульсировать и развиваться во что-то новое? - Мне кажется, традиция не стоит на месте. Самый простой пример этому - сопровождение народных песен в сценическом исполнении. Оно возникло со скоморохами и с тех пор всё время модернизировалось. Вначале под жалейку, гусли, в XIX веке появился баян, в XX были созданы профессиональные оркестры и музыкальные ансамбли. Мы живём в XXI веке, в техногенный период. Сейчас, конечно, немного другой формат. И сценическое воплощение должно быть не только в аутентичном варианте, но и в современном. Тут нужно смотреть, как принимает зритель. И мы этот процесс тормозить не собираемся. Сегодня много электроники в сценической традиционной музыкальной, песенной и танцевальной культуре. Я думаю, что эта тенденция будет и дальше развиваться. Появятся какие-то новые формы. - Вы были председателем жюри 10-го юбилейного Всероссийского фестиваля «Фолк без границ». Тяжело ли оценивать участников? - Мероприятие проводилось руководством Департамента образования г. Москвы. Здание Театра «Русской песни» Надежды Бабкиной распахнуло двери для детских коллективов из различных регионов страны, творчество которых в той или иной степени связано с традиционной музыкальной, танцевальной и песенной культурой. Все участники предварительно отбирались членами жюри, в том числе и мной. Были представлены очень интересные коллективы. Если говорить, трудно ли «журить», отвечу - нет, наоборот, интересно. Атмосфера на конкурсе доброжелательная. Много перспективных руководителей из регионов. Нам удалось пообщаться, обсудить проблемы. - Как развивается всероссийский просветительский проект для детей «ИZБА»? - Миновал экспериментальный год. Сегодня расширяем географию, начали выходить в регионы и организовывать мастер-концерты для местных самодеятельных коллективов. Публика очень заинтересована. А когда мы проводим такие мероприятия, всегда приглашаем местное руководство. Удаётся ставить и решать проблемные вопросы. Проект продолжает развиваться. - Расскажите о «песне с историей» - композиции под названием «Травы, травы». - Появилась она следующим образом. В Москве возле цирка на Цветном бульваре существовал рынок, на котором продавали всё что угодно. Был там такой человек - Юшин Иван. У него покупала мясо Людмила Зыкина. И как-то они разговорились. Она вспоминала: «У него в руках книжечка, что-то там записывает, может, выручку... » Поинтересовалась: «Иван, что ты пишешь? », он и признался: стихи. Людмила Георгиевна их прочитала, оценила. Связалась с Владимиром Шаинским и попросила присмотреться к творчеству человека из народа. Сначала великий композитор отнёсся к предложению скептически. Но когда получил текст, положил строки на музыку. Таким образом появилась композиция, написанная на стихи Ивана Юшина, и называется она «Травы, травы». - Владимир Сергеевич, как привлечь молодёжь к русской культуре? - Это комплексный вопрос. Я даже диссертацию по нему защитил: «Что делать с традиционной песенной культурой в техногенный период и как привлечь молодёжь». А если коротко - нам нужно изменить ситуацию, как это сделали на Кавказе, а также в национальных Республиках Татарстан и Башкортостан. Первое - необходимо разработать в каждом субъекте соответствующие программы сохранения традиций. Второе - в них должно быть несколько составляющих. Нужно направить усилия в общеобразовательные учреждения и готовить детей, начиная с пелёнок. Что это значит? Вот, скажем, в яслях должны быть игрушки с соответствующим музыкальным и визуальным наполнением. Чтобы ребёночек слышал и внимал. Садики и школы должны в большей степени знакомить с традиционной культурой. Особенно в городской среде это актуально. Деревня у нас в России сужается, её всё меньше и меньше. Нужно сблизить государственные и музыкальные школы, чтобы дети принимали информацию с первого по 10 класс. Именно так происходит в вышеупомянутых республиках. Важно создать соответствующий контент, проработать вопрос для гаджетов. То есть игры в них будут не японские, а с нашим национальным колоритом. Такая задача сейчас ставится руководством страны. - Правда, что вы привозите из разных уголков тарелочки с изображением городов, в которых побывали? Сейчас продолжаете этим делом заниматься? - Ну да, хобби такое. Из каждой местности, населённого пункта, государства привожу тарелочки. Их у меня огромное количество. Я проехал 51 страну с гастролями и практически всю Россию. Коллекционировать интересно, вспоминать, рассматривать. - Ваш внук Дмитрий находится в зоне проведения специальной военной операции. Как часто удаётся пообщаться? - Мы с ним родились в один день. Можете себе представить? Это подарок старшей дочери Екатерины. Он служит, хотя был ранен в своё время достаточно серьёзно. Предложения завершить не были им восприняты. Сказал, что не может мальчишек бросить, вместе прошли много, командир их отделения погиб. Внук относится к категории молодых патриотов, и это очень важно. Взрослея, он говорил, что хочет служить в силовых структурах. Когда призвали в армию, попал в Росгвардию. Некоторые считают, что у нас молодёжь плохая, но это не так! Посмотрите на ребят, которые сейчас на передовой. Они решают сложнейшие задачи защиты Родины. Как только внук написал рапорт на СВО, я ему сказал: «Димка, мы тобой гордимся! » Дай Бог, чтобы у нас было чистое небо и всё это быстрее закончилось. Визитная карточка Владимир Девятов - певец, музыкант, телеведущий, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Фольклорного центра «Москва». Родился 15 марта 1955 года в столице России. Выпускник Академии музыки имени Гнесиных и Академии химической защиты имени Маршала СССР C. К. Тимошенко. Увлекался рок-музыкой. Первые творческие успехи и признание пришли в период обучения в вузе. В 1985-м создал ансамбль «Русские напевы» и в качестве солиста-вокалиста стал лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов. Параллельно с творческой деятельностью большое внимание уделяет популяризации народной песни среди подрастающего поколения. Имеет государственные награды.