Шедевр Беллини "Норма" открыл "Звезды белых ночей" в Мариинском театре
Название оперы "Норма" Беллини (равно как и "Тоска" Пуччини) в русском переводе нередко становится предметом шуток и язвительных замечаний. В реальности речь о гениальных итальянских операх. "Норма" - абсолютный эталон, икона стиля бельканто - красивого пения. Этой оперы в колоссальном репертуаре Мариинского театра не было более полутора веков. Ее молчание прервала постановка режиссера Сергея Новикова и его тезки - художника Сергея Новикова, а за дирижерским пультом - Валерий Гергиев, в титульной партии - Альбина Шагимуратова.
Трагически погибшего Беллини в возрасте 33 лет принято считать фигурой элегической. Гейне говорил, что композитор был "вздохом в танцевальных туфлях и шелковых чулках", а по словам издателя Леона Эскудье, он был "нежен, как ангел, молод, как рассвет, меланхоличен, как закат". Сам же Беллини уже в юном возрасте заявлял: "Надеюсь оставить свой след в эпохе". Он знал себе цену, и современники тоже отдавали ему должное: его гонорары были выше, чем в то же время у Доницетти и Россини, а позже и у молодого Верди.
Творческое наследие Беллини - всего 10 опер, но они сделали его одним из величайших трагических художников, чьи произведения далеки на самом деле от меланхолии, они исследуют пределы личностного страдания и глубинные слои человеческой психики. Эмоциональная нагрузка в большинстве его опер приходится на центральную женскую фигуру, "уничтожение" которой, по сути, спровоцировано слабыми или жестокими мужчинами. Так, Норма, легендарная жрица друидов, живет в личном аду из-за тайных отношений с колеблющимся врагом - проконсулом Рима, который уже неравнодушен к ее подруге.
Альбина Шагимуратова безукоризненно воплотила традицию бельканто с ее завышенными требованиями к мастерству и головокружительной колоратуре
Кстати, даже Вагнер, которому редко кто-то нравился, кроме него самого, был очарован почти сверхъестественной способностью Беллини сочетать музыку с текстом и психологией. Сам Беллини же был уверен, что "опера должна заставлять людей плакать, испытывать ужас и умирать от пения".
Именно поэтому "Норма" крайне редко появляется на афишах даже самых лучших оперных домов планеты, несмотря на чрезвычайную популярность. Достойные титульные исполнительницы встречаются редко. Эта партия - удел исключительно la Primadonna assoluta от Джудитты Пасты (первой исполнительницы) и Марии Малибран до Марии Каллас, Джоан Сазерленд и Монтсеррат Кабалье в прошлом столетии. В веке нынешнем интерпретации Нормы, конечно, ждут от Анны Нетребко, хотя не факт, что дождутся. Сегодня в этой роли чаще остальных на самых престижных сценах появляется звезда Соня Йончева; в Москве, в родном Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, - харизматичная Хибла Герзмава. В Мариинском театре спектакль, безусловно, был поставлен для Альбины Шагимуратовой. И она произвела фурор, хотя соответствовать ожиданиям в этой архисложной партии - задача фактически невыполнимая.
Певица безукоризненно воплотила традицию бельканто с ее завышенными требованиями к техническому мастерству и головокружительной колоратуре, что поставлены композитором на службу красоте и чувству.
Вершина партии и всей оперы - завораживающая Casta Diva ("Пречистая богиня") - момент, когда она раскрывает всю душу. Сначала внушительным речитативом она усмиряет мятежную армию друидов, а затем завораживает их: голос ее гипнотически плывет и вьется в стратосфере с подлинным драматическим смыслом, сохраняя всю титаническую кантиленность длинных беллиниевских фраз и не допуская ни одной проходной, пустой ноты. Уровень трагизма женщины, раздираемой любовью и долгом, стыдом и гордостью, запределен. Ее терзания, особенно в начале второго акта, были мучительно ощутимы в зале Новой Мариинки, логическим итогом которых и стало саморазрушительное отчаяние.
О равноправном партнерстве, к сожалению, говорить не приходится - иные главные партии в первый премьерный вечер были отданы молодым певцам - недавним лауреатам конкурсов имени Чайковского и Глинки. Хотя оркестр под управлением Валерия Гергиева, пусть не всегда в стиле бельканто, старался "дышать" вместе с солистами, что придавало музыкальной ткани еще больше трепетной уязвимости. Но Екатерина Лукаш была скромна в образе Адальджизы - героини, играющей ключевую роль в паутине любви и предательства. Ей не хватало подвижности голоса и надежности в высоких нотах. Игорь Морозов был точнее и ярче, как вокально, так и по характеру, в роли римского проконсула Поллиона, которого любят обе женщины. Мирослав Молчанов еще слишком молод и по возрасту, и по своему певческому мастерству для роли Оровезо, верховного жреца и отца Нормы, возглавляющего друидов и вдохновляющего их на борьбу против римлян.
Эта опера Беллини - очень хрупкое произведение, когда оказывается в условиях ежедневного показа. Певиц, способных исполнить заглавную партию, - две-три в мире. Мариинский театр отважно презентует сразу четверых, но количество в качество никак не переходит. Хотя в других составах достойно выглядят Сергей Скороходов (Поллион) и Магеррам Гусейнов (Оровезо), этого недостаточно, чтобы спектакль сохранил свою художественную целостность и ценность.
И хотя считается, что в "Норме" музыка и голоса важнее сюжета, режиссерской команде удалось создать впечатляющее театральное действо. Постановка относительно нынешней театральной моды оказалась уникально верной оригиналу, точной и не сиюминутной, а апеллирующей к вечным категориям и обстоятельствам. Отчего ее внутренний посыл оказывается еще более актуальным, чем в условиях каких-нибудь краткосрочных переоблачений.
Декорации по-оперному масштабны, но при этом, что редко бывает в таком случае, благодаря идиллической пейзажности и завораживающему лунному свету, как на картинах итальянских мастеров, человеческие чувства на их фоне не кажутся мелкими и незначительными. В финале же необъятное огненное кольцо 15 метров в диаметре и весом две тонны, будто оммаж Вагнеру, поднимается над головой Нормы как терновый венец или нимб: только все пожирающее пламя разгневанного вулкана может исправить судьбоносные ошибки, если люди так и не научатся всепрощению, так необходимому человечеству сегодня, как и двадцать веков назад.