Прозаик-шахматистка Валерия Зикунова: "Я не в писательской среде"
Сегодня в проекте #встречисавтором - Валерия Зикунова. Она начала писать в 2015 году, в её арсенале - рассказы, притчи, сказки, киносценарии, в вопросе художественного метода предпочтение отдаёт критическому реализму. Её главное желание как автора - иметь широкую аудиторию читателей. Вне литературы она занимается интеллектуальными спортом - тренирует шахматистов в СШ № 15. В интервью "Омск Здесь" она рассказала, как социологическое образование и работа сказываются на её творчестве, зачем стала создавать акронимы на тему Омска и почему не считает себя литератором, но уверена, что её произведения попадут в школьную программу. - Валерия, как и когда вы почувствовали тягу к выражению своих идей и мыслей в художественном слове? - Да нет никакой тяги. Это просто получается. Думаю, эта способность формировалась с детства на уроках литературы, истории. Наши учителя учили нас мыслить, анализировать и уметь выражать свои мысли разными способами. Это один из них. - О чём пишется? Какие темы для вас важны? - О человеке, об обществе. О выборе, который каждый из нас делает на протяжении всей жизни. - Сразу писали в жанре критического реализма или этому предшествовали поиски формы и направления? Как пришли к притчам? Образование социолога как-то сказалось на ваших писательских предпочтениях? - Посмотрела свои первые произведения - получается, сразу. Как раз, видимо, и сказалось социологическое образование. Про притчи так получилось: издатель из Пятигорска, который напечатал в сборниках мои рассказы, сказал, что очень нужны притчи. Спросил, есть ли у меня. На тот момент ничего не было. Раз нужны - села и написала несколько на выбор. Какие-то он потом включил в новый сборник "StandArt' 2015" издательства "Бёркхаус". - Как завязалось ваше сотрудничество с издателем из Пятигорска? - Издательство "Бёркхаус" проводило отбор рассказов для включения в сборник. Я отправила свой, его выбрали и напечатали в 2015 году в двух разных сборниках вместе с рассказами других авторов. А потом издатель спросил, не наберётся ли у меня их на отдельную книгу. Я написала несколько новых и отправила всё, что было. Их издали тиражом 250 экземпляров (сборник "Идеальная война"). Через два года издательство объявило конкурс на издание книги. Я его выиграла, и новый сборник "Чистые игры" напечатали тиражом уже 1000 экземпляров. Он был уже потолще, материал накопился. - В беседе на записи нашего проекта вы сказали, что пишете рассказы по случаю конкурсов и других подобных событий. Что становится для вас толчком, мотивацией к написанию нового текста? И как часто участвуете в литературно-книжных мероприятиях? - Да, бывает что-то интересное, где хочется поучаствовать. Тогда могу специально для конкурса написать. Последний рассказ "Болло" был так написан. Студия искусств из Хабаровска проводила литературный конкурс по забавным фигуркам, сделанным детьми. Я выбрала Болло, и он стал хорошим другом для моего главного героя, про которого напрашивалось написать что-нибудь. Конкурс как раз подтолкнул изложить на бумаге то, что было давно на душе. Опять же заход в литературу получился из объявления в газете, где Минобороны РФ предлагало побороться за один миллион рублей в конкурсе сценариев про армию. Я прочитала, подумала: "Миллион... - мне подходит", - и написала синопсис полнометражного фильма "Армия, я люблю тебя!". А это 2013 год, тогда это было немодно. С тех пор сертификат на 500 тысяч дома лежит, веселит. Жаль только, что фильм не сняли. А так произведение по-всякому может появиться. Прогулялась по парку или шла на работу - какое-то мгновение, ситуацию хочется зафиксировать в памяти. Как кадр на фотоаппарате, так обычно рождаются миниатюры. Сценарии для омского режиссёра Дениса Павленко, например, писала по его предложению. Денис рассказывал об идее фильма, о кино, которое его поразило, о своих планах. Я знала, что он очень давно снимает фильмы на свои деньги, поэтому с удовольствием садилась за сценарий. Увидеть то, что написала на бумаге, на большом экране - это гораздо круче, чем получить кучу денег. Для меня режиссёр - просто волшебник. Тем более такой, как Денис, который снимает очень глубокие фильмы. Афиши к фильмам Дениса Павленко "Мгновения жизни" 2018 г. (12+) и "На берегу" 2023 г. (16+), снятым по сценариям Валерии Зикуновой (увеличиваются по клику) - Сценарий и малая прозаическая форма очень отличаются. Как это ощущается в работе над текстом? - Для меня никак. Просто сажусь и пишу. Только на сценарий нужно побольше времени. И, конечно, важно учитывать требования режиссёра, корректно передать его идею. - Первые ваши рассказы появились в 2015 году. Когда вы начинали, трудно было влиться в писательскую среду? И считаете ли вы это вообще необходимым? - А я не в писательской среде. Не знаю, что там и как. Хотя я даже однажды принимала участие в семинаре-совещании молодых писателей "Мы выросли в России" в Оренбургской области. В 2018 году мой рассказ в секции "Фантастика" прошёл отбор, и меня пригласили. Побывала тогда в музее-заповеднике Сергея Тимофеевича Аксакова. Было интересно, хорошо принимали. - Как на ваш взгляд, быть писателем в регионе - перспективно? Кажется, что сейчас им уделяется больше внимания, чем лет 10-15 назад. - Честно, не знаю. Мне никто внимания не уделяет :) - Кроме рассказов, вы создаёте акронимы на тему Омска. Для вас это просто развлечение или что-то большее? - Вряд ли то, что связано с родным городом, а, значит, страной, может быть развлечением. Нет. Это была вынужденная мера, когда наш прекрасный, многообразный город пытались запихнуть в убогую символику: стали развешивать "ОК" на каждом углу. Благо, сейчас загнали идеологов этой визуализации в подполье: только в рюкзаки первоклассникам наложили канцелярии с "ОК". Тоже, конечно, плохо, но масштаб уже не тот. А изначально был конкурс на создание бренда Омска. Я подала заявку, её приняли, пригласили на подведение итогов. Там демонстрировали работы всех участников, только моей почему-то не было. Вернее, мой текст зачитали, но вместо белых полотнищ с примерами почему-то картинку с каким-то пятном мазута показали. В общем, странная история. Помню, расстроилась тогда, даже не поела в том ресторане, где столы для участников конкурса были накрыты :) - Вы тренер по игре в шахматы. Эта интеллектуальная игра помогает в работе над произведениями? - Место работы, профессиональная деятельность создаёт реальность вокруг. Скорее, это влияет на то, какими будут произведения. Когда я была продажником, коммерческим директором, в рассказах появлялись специалисты, бизнесмены. Офисы, магазины, склады - всё это могло быть местом действия, где развивается сюжет. Сейчас я тренирую детей, здесь совсем другие реалии, жизнь и общество раскрывается совсем с другой стороны. Конечно, это отражается на творчестве. - В текстах, которые вы прочли в проекте, можно проследить мотив земли. Слово "земля" вы добавили в нашу копилку смыслов. Какое значение для вас лично оно имеет и какое его предметное воплощение вам дорого? - Думаю, "земля" тесно связано с понятием "Родина". У каждого она своя: свои ландшафты, природа, животный мир. В одних регионах земля красноватая, где-то ярко-чёрная, кто-то живёт среди песков, а кто-то среди скал, на побережьях люди любуются морем, а жители севера бескрайними снегами. И это его земля, ради которой он растит детей, работает, творит, совершает открытия, выигрывает медали на соревнованиях и конкурсах. Простите, но за небоскрёбы никто идти на смерть не будет, а вот за три берёзы у порога - будут стоять насмерть. - Ваш сборник "Стук сердца" попал в лонг-лист премии "Гипертекст" . Вы уже нашли свой рецепт того, как достучаться до сердец жюри и читателей? - Лонг-лист - так себе результат. С ним сборник не напечатают, а значит, читателей по-прежнему будет мало и никаких рецензий, критических статей. Сложно понять, как воспринимаются произведения. Отзывы редко пишут. Но как мне сказала университетская подруга однажды: "Ты делай! Потомки оценят". С тем и живу. - Вы пишете рассказы, публикуете их, участвуете в литературных мероприятиях, но, кажется, не определяете себя как литератора. Так ли это и почему? Что для вас вообще литературное творчество? И есть ли в нём место скромности? - Чтобы называться литератором, думаю, надо этим трудом деньги зарабатывать или иметь широкую читательскую аудиторию. У меня нет ни того, ни другого. Но, тем не менее, я великий русский писатель. И, думаю, со временем мои произведения будут включать в школьную программу. По крайней мере один взрослый мужчина, у которого есть сын, сказал пару лет назад, что это было бы прекрасно. Уж не знаю, что конкретно он тогда прочитал. - Какие цели на горизонте? - Самое ценное в жизни - человеческие отношения. Но тут целей не поставишь, совсем по другим законам события развиваются. А в профессиональном, материальном плане, думаю, цели надо не озвучивать, а достигать. Тут всё просто, понятно и не стоит особого внимания.