У нас танцуют все!

В этом году образцовому ансамблю эстрадного танца «Хамелеон» исполнилось 25 лет. В честь юбилея на сцене Областного драматического театра имени Пушкина прошёл большой отчётный концерт. Участие в нём приняли более 200 человек – все воспитанники руководителя ансамбля Маргариты Соклаковой. Наш корреспондент побывал на концерте и поговорил с Маргаритой Александровной и её учениками. На сцене с детства – Когда мне исполнилось пять лет, мама привела меня во Дворец культуры «Химволокно», в ансамбль бального танца. Я занималась там всю юность, поступила в колледж культуры на хореографа, а когда отучилась, мой руководитель пригласила меня к себе преподавать бальные танцы, – рассказывает Маргарита Александровна. – Я два года проработала там хореографом и поняла, что это всё-таки не моё. Начала думать над собственным проектом. В то время везде начали появляться видеокассеты с клипами Бритни Спирс, Майкла Джексона, других звёзд. Их яркие костюмы, стиль танцев для нас были в новинку. Тогда же набирал популярность хип-хоп. У нас раньше этого направления не было – развивался народный или классический танец. За хип-хопом последовали хаус, кинг-тат, тектоник… Энтузиастам хотелось всё успеть и всё освоить. Так родился новый ансамбль. – Когда пришло время выбирать название, я остановилась на «Хамелеоне» – этот зверёк меняет цвет, так же как мы танцуем в совсем разных направлениях, – объясняет создательница. – У нас и современная хореография, и модерн, контемпорари, и хип-хоп, и стрит-денс, ребята занимаются брейкингом. Также мы делаем стилизацию народного танца, это наша традиция – танцевать его по-своему, по-современному. Сейчас «Хамелеон» знают как большой коллектив с тремя филиалами в Курске, счёт его воспитанников идёт уже на тысячи человек. Но так было не всегда. – Был непростой период для ансамбля, когда завод «Химволокно» обанкротился и отказался от ДК, – вспоминает Маргарита Александровна. – Тогда в залах не было ни отопления, ни электричества. Но занятия всё равно продолжались. Дети тренировались зимой в комбинезонах и перчатках. Я приносила магнитофон на батарейках, и мы танцевали до момента, пока дневной свет освещал помещение. Я безумно благодарна всем родителям, которые в это время не бросили меня, именно они повлияли на моё становление как руководителя. Умение вдохновлять В это непростое время в коллективе появились две девочки Катя и Юля. Теперь, пройдя долгий путь, они наравне с Маргаритой Александровной обучают юных «хамелеоновцев». – Мама сначала отвела меня в группу бальных танцев, но для них я оказалась маловата, мне было всего пять лет, – вспоминает Екатерина Татаринцева. – Маме посоветовали отдать меня в коллектив эстрадных танцев «Хамелеон». Хорошо помню моё первое занятие. Мы с мамой подошли к очень звонкой девушке, они что-то быстренько обсудили, потом Маргарита Александровна меня обняла и отвела в круг заниматься. Мы разложили обычные одеяла на полу, тогда ещё не было специальных гимнастических ковриков, и занялись растяжкой – сложились складочкой вниз. В этот момент Маргарита Александровна запаниковала, потому что потеряла меня из виду в группе других учеников. Оказалось, что я настолько хорошо сложилась пополам, что стала не видна. На танцах оказалось так интересно, что у меня ни разу не возникло мысли бросить это дело. Именно Екатерина привела в ансамбль свою крёстную сестру, а теперь и коллегу Юлию Рюмшину. – Я была очень трудным ребёнком, с непростым характером. Мне хотелось в каждом танце стоять в первой линии и по центру, – улыбается Юля. – Но, конечно, так было не всегда, и меня это обижало. Я могла из вредности не прийти на занятие. Было даже такое, что я не пришла на выступление. В тот раз родители меня очень ругали и пригрозили, что больше не будут водить на танцы. Я тогда сильно переживала и изменила своё отношение, стала более серьёзной и ответственной. Когда мне исполнилось 16 лет, Маргарита Александровна предложила помогать ей на занятиях в одном из филиалов. В 18 лет я уже самостоятельно вела тренировки у двух групп. Эти дети всё ещё со мной, они выступали на отчётном концерте с номерами «Гладиаторы» и «Гарри Поттер». Многим из них уже исполнилось 16, кто-то окончил школу и поступил в колледж культуры – как и я когда-то, вдохновившись Маргаритой Александровной, они решили стать хореографами и связать свою жизнь с танцем. Воспитание личности Маргарита Соклакова вдохновляет многих. Своей энергией и страстью к делу прививает детям любовь к танцу. Она планирует учебный процесс таким образом, чтобы воспитать в детях прежде всего личность. Например, два года назад в учебный процесс внедрили занятия по нейрогимнастике, актёрскому мастерству. Есть место и для классического танца. Много лет «хамелеоновцы» отдельно занимаются спортивной гимнастикой. – На собраниях я всегда говорю родителям, что их дети не обязательно станут великими танцорами, но они точно станут личностями, будут коммуникабельными, уверенными, целеустремлёнными. Могу точно сказать: мои ученики стали хорошими людьми, – рассуждает Маргарита Александровна. – Мы не выставляем особенные критерии при отборе. У нас танцуют все. Главное, чтобы дети получали от этого удовольствие, чтобы им нравилось дело, которым они занимаются. Любовь к танцу передалась и сыну Маргариты Александровны – Никите Карпову. Он, как никто другой, горел общим делом. Никита погиб 12 января 2023 года в ходе выполнения боевого задания в зоне СВО. Ему было всего 23 года, и 14 лет из них он посвятил танцу. Один из блоков юбилейного концерта был посвящён патриотической тематике. В него вошёл посвящённый Никите номер «В память» на песню «Встанем». – Номер я начала делать, когда Никита ещё не ушёл на СВО, – вспоминает Юлия Рюмшина. – Когда в январе узнали, что он погиб, была готова лишь одна треть танца. В этот момент, признаюсь, мне хотелось бросить работу над ним. Каждое занятие тогда проходило в слезах. Мы не могли собраться, не могли даже начать. Но дети очень хотели продолжить работать над номером. А мне не хотелось лишний раз тревожить Маргариту Александровну, потому что музыка и слова в песне очень тяжёлые, наоборот, хотелось её отвлечь, хотя понимаешь: когда такое горе, никто не поможет. Но она дала установку доделать танец. И это была, наверное, самая быстрая моя работа над номером. Мы закончили за неделю. Конечно, каждый день постановки проходил в слезах и боли, это тяжело вспоминать. Но дети справились и сейчас с гордостью исполняют этот танец. Они передают через танец всю силу и мужество Никиты, хоть и со слезами на глазах. Танец исполняют ученики Никиты. Ребята признаются, что он понимал их, как никто другой, потому что сам был взрослый ребёнок. У многих до сих пор любимыми остаются композиции, которые поставил Никита. – Номер «В память» танцевать очень тяжело и физически, и морально. Каждый раз мы вспоминаем о том, как Никита Витальевич по-доброму относился к нам. Я очень эмоциональный человек, не стесняюсь показывать свои эмоции, а в танце я транслирую их зрителям, и это помогает мне пережить потерю, – рассказывает «хамелеоновец» Кирилл Гвоздилин. – Я никогда не забуду последнюю тренировку с Никитой Витальевичем. Тогда вместо танцев он учил нас играть в бейсбол. Об этом, кроме нас, никто не знал, мы тогда договорились, что это будет наша тайна. СПРАВКА «КП» За свою 25-летнюю историю «Хамелеон» показал зрителям более 200 ярких номеров. Идеи для танцев хореографы берут отовсюду, часто вдохновляют музыка или популярные фильмы. «Хамелеоновцы» – всегда желанные гости масштабных городских и областных мероприятий. Коллектив регулярно выступает в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Сочи, побывал в Абхазии и Юрмале, дважды участвовал в национальном отборочном туре детского Евровидения. Осенью 2024 года «хамелеоновцы» выступили в Гомеле на фестивале «Сожскі карагод». В феврале этого года ансамбль участвовал в закрытом проекте Елены Кировны Баркайтис, также ребята ездили на конкурс MD PRIDE. Анна ПУЧКОВА

У нас танцуют все!
© Курская правда