"Смешить и получать отклик от людей – в этом и заключается сила нашего искусства": клоун Александр Котянин – о том, как веселье становится работой
Цирк в привычном нам виде появился несколько столетий назад. Долгое время он оставался одним из любимых развлечений людей. Что же в эпоху интернета и новых технологий привлекает зрителя в выступлениях клоунов и воздушных гимнастов? Об этом наш материал. Смешил одноклассников и срывал уроки В школе Александр любил разыгрывать своих приятелей. От этого в дневнике часто появлялись плохие отметки за поведение. - Я любил срывать уроки. Хулиганил, шутил, веселил всех. Я тогда ещё не знал, что буду клоуном. Это, наверное, подсознательно происходило. Меня выгоняли часто из класса. По словам артиста, все это не прошло даром. Особенности характера чуть позже, в подростковом возрасте, привели его в цирковую студию. С этого момента, можно сказать, и начинается история творческого становления Александра Котянина. - Там я научился жонглировать. Хотя ещё до этого тоже уже пробовал перебрасывать, ловить камушки. С самого раннего детства все как-то шло к тому, что мой жизненный путь – это цирк. Вместе с певцами, танцорами и другими творческими коллективами совсем ещё молодой артист стал участвовать в выступлениях. В музыкальной развлекательной программе организаторы обязательно оставляли место для двух-трёх цирковых номеров. Зачастую такие представления проходили в домах отдыха или пионерских лагерях. К концу восьмидесятых жизнь в СССР стремительно менялась. Глобальные социальные изменения затронули и людей искусства. - Все начало развиваться в другом направлении. С приходом Горбачёва стали кооперативы образовываться. Мы тоже цирковую группу создали и начали гастролировать самостоятельно. Ездили по деревням в Самарской области, уезжали в Саратов, Ульяновск, - вспоминает Александр. Расклеенные афиши возле домов культуры, которые обещали интересные выступления клоунов, всегда привлекали людей. Ведь в маленьком посёлке или деревне каждое событие - праздник. Звёздный час Увлечённый своим делом начинающий артист перебрался на некоторое время в Москву. Там в 1993 году он поступил в цирковое училище. Теперь это был настоящий большой старт – полное вхождение в профессию. Во время учёбы Александр познакомился с известным многим советским зрителям клоуном Станиславом Щукиным. Это встреча ещё больше убедила его в правильности жизненного выбора. Ведь когда-то в детстве на черно-белом телевизоре он с восторгом наблюдал за выступлениями Щукина и его напарника Валерия Серебрякова. Теперь же он мог поговорить со своим кумиром вживую. В 1995 году Станиславу Викторовичу потребовался партнёр и, проявив себя, Александр Котянин получил возможность попасть на профессиональный манеж. С этого момента начинаются серьёзные гастроли за рубеж - Бельгия, Франция и другие европейские страны. - С легендой цирка, клоуном Олегом Поповым именно в 1990-е в Дании мы как-то раз даже пересеклись. В разных коллективах работали, но немного пообщались. Встреча запомнилась, конечно же. Зрители бывают разные Молодой артист тогда объездил многие города и регионы России. Владикавказ, Тверь, Мурманск, Владивосток, Новосибирск, Дагестан, Чечня – этот список можно продолжать долго. - Несмотря на нагрузку и нестабильный график, профессия меня все больше затягивала. Ты получаешь заряд энергии от реакции зрителей. В этом и заключается сила нашего искусства. Смешить и получать положительный заряд, отклик от людей. К тому же появилась постоянная возможность путешествовать по разным странам. Знакомиться с новыми культурами, сравнивать характер публики. Это действительно здорово, - признается Александр Котянин. Помимо постсоветского пространства, самарский клоун успел погастролировать по Германии, Польше, Франции, Швеции, Дании, Италии и Финляндии. Есть расхожее мнение, что на севере люди более сдержаны, а южане зачастую дают волю эмоциям. Так ли это? После многих заграничных поездок Александр рассказал, как реагируют на его выступления в других странах. - Больше всего мне понравилось в Германии. Это было в 2001 году. Там баланс есть. Немцы, как правило, дисциплинированно работают, но и отдыхать умеют. Зрители там по большей части открытые, без проблем взаимодействуют. А вот самая сдержанная публика оказалась в Швеции. Да, хлопают, улыбаются, но на этом все. Северяне такие, нордического склада. Вообще, в каждой стране есть свои нюансы. Но привлекает людей в наших выступлениях одно – возможность посмеяться и отвлечься от серых будней. Вот внутри России тоже по-всякому реагируют. Средняя полоса более активная. Здесь шутки разные проходят, иногда чуть-чуть водой даже можно облить зрителя, шарик лопнуть. А вот на юге, ближе к Дагестану там уже все – это нельзя, то нельзя, сюда не ходи, здесь не трогай. Нужно считаться с традициями и культурой людей. Выступления, естественно, исходя из этого, мы корректируем. Нам нужно, чтобы люди смеялись, и не было негатива. В этом и смысл нашей профессии. Смех и страх В цирке бок о бок работают разные артисты. Помимо клоунов, в совместном шоу участвуют воздушные гимнасты, акробаты. Зрители видят только парадную сторону красочного представления, но за всем этим часто скрываются трудности и даже опасности. Цирковые номера постоянно совершенствуются. Классическими выступлениями уже никого не удивишь, поэтому клоуны иногда совмещают и другие роли. - У меня есть реприза, где я летаю на шариках под куполом цирка. Для этого нужна подвеска на лебёдке, там тросик закрепляют и меня поднимают. Так вот прошёл мой номер, и я ушёл за кулисы. После меня работала девочка, воздушная гимнастка и она оборвалась на этой подвеске. Страшно, конечно, было. Она в итоге повредила ноги чуть-чуть, пальцы сломала. Это считайте, обошлось. Там была проблема с подвеской, как выяснилось, потом заклинил блок, и трос порвало из-за трения. Такое случается. По словам артиста, экстремальные вещи, конечно же, происходят, но цирк – это все-таки светлое пространство. Впрочем, шутки между сотрудниками и персоналом иногда бывают весьма специфические. - Работали мы ещё в начале карьеры с моим партнером Олегом Белогорловым. У нас номер был, где один из артистов должен набрать в рот воды и прыснуть ей в другого. Так вот, водитель наш пошутить решить, видите ли. Незаметно для нас он поменял в стакане воду на бензин. Олег, набрав в рот бензин, естественно, сжёг себе все губы и рот. А Олег не мог выплюнуть сразу все во время выступления. Он должен выслушать мой монолог, а только потом действовать и как настоящий артист терпел, но сделал, все по сценарию. У него слезы из глаз уже лились. Наконец, выплюнув, над нами образовалась разноцветная радуга. Вот такие спецэффекты иногда бывают у нас. Ещё одна забавная история приключилась, когда приятели выступали в камерном зале с оркестровой ямой. - Это было зимой. Отопление, видимо, на площадке не очень хорошо работало. Перед тем как мы вышли, помыли полы. Короче говоря, сцена была скользкая. Лёд небольшой, как потом оказалось. По сценарию один из нас подбегал к микрофону и говорил свою реплику. И вот напарник мой набирает скорость, бежит и проносится мимо. Освещение слепит глаза, и я не сразу понимаю, что происходит. Слышу – тишина, а потом смех в зале. Оказывается, он поскользнулся, прокатился и упал в оркестровую яму. Получился внезапный для нас и публики элемент шоу. Нелепая случайность не испортила номер, а добавила в него динамичности. Перед тем как поехать на свои первые серьёзные международные гастроли, ещё студентом Александр вместе с сокурсниками отправился из Москвы на стажировку в "маленькую Европу", российский анклав – город Калининград. Там парни немного покуражились и развеселили людей. На местном рынке их умения пришлись очень кстати. - Мы пришли тогда в торговые ряды, там начали брать фрукты и ягоды, как бы выбирали. А потом стали жонглировать ими. Клоунские штучки всякие делали, паясничали. Скучающим продавцам это понравилось, вот мы и устроили импровизированное представление там, понемногу складывая продукты себе в карманы. Все это видно было, но никто не возражал, - вспоминает Александр. Методом проб и ошибок Творческий процесс – это поток идей. Чтобы попасть точно в цель и зрителю понравилось выступление, артисты часто ищут новые подходы. Перед профессиональным клоуном стоит нелёгкая задача – вызвать смех или просто создать весёлое настроение у совершенно разных людей. По словам Александра, вся работа ведётся на интуиции. Опытному клоуну намного легче создавать номера, так как он знает, какие моменты больше находят отклик. - У меня вдобавок ещё высшее режиссёрское образование, поэтому и идеи легче рождаются. Я на все смотрю немножко другими глазами. Что касается клоунады, то, естественно, сначала придумывается сюжет, конфликтная ситуация и все остальное развивается уже постепенно. Мы предполагаем, где может быть смех. Окончательный вердикт выдаёт зритель. Поэтому новые номера всегда непросто создавать, но необходимо. Чувство того, что попал в яблочко и людям смешно, придаёт новые силы для развития, движения вперёд. И в материальном плане это тоже выгодно, если затрагивать такой вопрос. Если ты оригинален, если ты неповторим, тогда становишься интереснее других. Соответственно, больше приглашений получаешь на выступления и гастроли. Также артист подметил: важно, как клоун выглядит на сцене и как себя ведёт. Для циркового выступления необходимо проработать образ героя (от манер до костюма). - Во-первых, нужно понять, в каком амплуа легче работать – щёголь, задумчивый, задира и так далее. Я вот со временем понял, что мне подходит простачок такой, деревенский рубаха-парень с цветочком в шляпе. И менять кардинально эту концепцию пока не собираюсь. Некоторые коллеги говорят: да поменяй образ, это все устарело. Я говорю: нет, у меня уже есть определённая узнаваемость. Как говорил знаменитый Олег Попов, клоун должен узнаваться по силуэту. Никулин, Чарли Чаплин, к примеру. Необязательно показывать их лица. Прошло столько лет, а их силуэты до сих пор многие люди узнают. Вот и я стремлюсь к такой вершине, идеалу. Работа в цирке подразумевает частые переезды и постоянный контакт со зрителем. При таком графике любой человек рано или поздно устаёт морально и физически. - Есть у нас такой специальный занавес – форганг называется. Я могу грустить, могу о чем-то думать. Как только все раскрывается, и я делаю шаг в манеж, вижу зрителя – все. Я тут же на автомате включаюсь в свою роль. У меня своя маска, свой персонаж. И я уже отвлекаюсь от каких-то плохих эмоций и негатива. Если есть в репертуаре номера с лёгким лирическим уклоном, можно их в такие моменты выбирать. Это высший пилотаж – со всем справиться, несмотря на внутреннюю грусть и проблемы рассмешить людей. Боязнь клоунов – мнение артиста цирка И взрослые люди, и дети иногда испытывают страх даже от самых, казалось бы, безобидных вещей. Некоторые, к примеру, не могут спокойно смотреть на клоунов, а тем более ходить в цирк на их выступления. Своё мнение по поводу коулрофобии (таково официальное название) высказал главный объект страхов таких людей. - Чаще всего пугаются дети, как я думаю, у которых изначально в семье не все хорошо складывается. Психика немного подорвана от ссор, грубых действий взрослых. И вот в таком случае яркий грим артиста воздействует на ребёнка негативно. Цирковой образ не совсем совпадает с повседневными, обычными лицами. Это тоже может быть дополнительной стрессовой ситуацией. И просьба к родителям: не заставляйте ребёнка против воли что-то делать, если он стесняется подойти, сфотографироваться. Он сам должен раскрыться и потянуться к артисту. Совет начинающим - Я не призываю, конечно, всех клоунами становится, их и в обычной жизни хватает (смеется. – Прим.ред.). Но профессия это очень интересная, нестандартная. Самое главное – умение смеяться над собой. А ещё темперамент нужен особый, чтобы на сцене, манеже постоянно появляться. Здесь, как и у инженеров, учителей, желательно образование получить. Абитуриентом стать, потом студентом, выпускником, стажёром устроиться. Так ты постепенно становишься артистом. Это длинный путь. Ремесло у нас в физическом и психологическом плане нелёгкое. Люди, не горящие идеей, не влюблённые в дело, быстро отсеиваются. Нужно по-настоящему любить эту атмосферу, жить ей. Я, например, нахожу дополнительные плюсы в том, что благодаря своему призванию, имею возможность увидеть мир. Не просто съездить на недельку отдохнуть, а именно пожить в этой стране, узнать её изнутри. Это действительно вдохновляет, - подытожил Александр Котянин. Фото: личный архив Александра Котянина