В четверг в театре «3Д» премьера. На этот раз зрителям покажут программу «НЕспектакль 2», состоящую из музыкальных пародий. Зрителей ждёт яркое шоу, возможность побывать на лучших концертах нынешнего и прошлого века. Каждое выступление – уникальный мини-спектакль, новый взгляд на песню, исполнителя, историю создания хита. В прошлом году зрители уже побывали на концерте пародий в «3Д». Теперь перед нами новые «исполнители». Где бы ещё на одной сцене могли встретиться Кристина Орбакайте и Виктор Цой, Майкл Джексон и Валерий Леонтьев, Шакира и Михаил Круг, группа АББА и Мэрилин Монро? Но спектакль уникален тем, что зрителям разрешается не только петь, но и танцевать. Конечно, в пределах занятых мест. Мы поговорили с режиссёром Сергеем Малиховым о новой постановке. «Капустник» превращается в спектакль – Сергей Игоревич, «НЕспектакль 2» – вторая премьера театра в этом году. Раньше такого не было: в год только одна премьера. – У нас есть давняя традиция – каждый год 30 декабря артисты молодёжного театра «3Д» самостоятельно готовят музыкальные пародии. Так мы развлекаем своих родственников, создаём праздник им и себе. Причём я в этом никак не принимаю участия, артисты всё делают сами. Я прихожу в зал как зритель. И вдруг мне стало жалко сил, которых тратится так много. Я всерьёз задумался, как говорит Олег Павлович Табаков, а будут ли это покупать? Первая мысль: что такому жанру делать в нашем репертуаре театра? Был страх: а что если зритель, который привык к драматическим спектаклям, нас не поймёт. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанское! Жанра пародий нет ни в Курске, ни в Черноземье. Да и в Москве практически тоже. Он почти погиб. А значит, это уже эксклюзив. Главный критерий, по которому решено было ввести спектакль в репертуар: то, что делают артисты – очень талантливо. В прошлом году мы в качестве эксперимента, не замахиваясь на сезон, выбрали лучшие номера. Договорились, что я их немного доработаю, собрали воедино и представили зрителям. Первый же концерт показал: минимум год всё это будет нарасхват. Первый «НЕспектакль» состоялся в мае прошлого года. И вот новый год, новые пародии. – Как вы распределяли роли? – Мне кажется, самое страшное для выбора исполнителя – равнодушие. Ели ты никак к нему не относишься, он тебя никак не цепляет, не злит, не нравится. Артиста, которого ты пародируешь, нужно или любить, или очень сильно ненавидеть. У нас есть такие примеры. Например, у нас одна артистка делала пародию на исполнителя, которого не то что не слушает, она его просто на дух не переносит. Но в основном, конечно, ребятам «свой» исполнитель нравится. Они хотят его «сделать», потому что он им интересен. – Почти во всех музыкальных пародиях девушки исполняют мужские роли… – Это желание актёров. Так уж вышло, что среди мужчин больше уникальных, не похожих ни на кого исполнителей с яркой индивидуальностью. Леонтьев, Цой, Майкл Джексон… А в труппе у нас девочек больше, чем мальчиков. Плейлист режиссёра – Выбирая образ, актёры ориентировались на ваши музыкальные предпочтения? – Создавать концерт по субъективным ощущением, по своему плейлисту? Мне кажется, это неправильно. В первом «НЕспектакле» актёр делал пародию на группу Slipknot – это тяжёлый металлический рок. Я вообще не могу слушать такую музыку. Она меня, во-первых, пугает, во-вторых, я не понимаю, как от такой музыки можно получить какое-то удовольствие. Но я не могу не признавать тот факт, что есть масса людей, которым это нравится. И в «НЕспектакле» и в «НЕспектакле 2» есть исполнители, которых я бы не слушал, и они мне не близки. Но мне нравится, как артист делает пародию. Тут другие критерии. Я могу сказать, что песня невыигрышная. Например, Соня Уварова, делая пародию на Цоя, взяла песню «Перемен!», которая звучит в фильме «Асса». Аранжировка неудачная, и я совершенно не слышу Цоя. Просто неудачная запись. Мы взяли другое исполнение. – Каждая композиция – это спектакль. Актёры работали над историей хита? Например, пародия на группу «Король и Шут»… – Это придумали недавно, когда «НЕспектакль» был уже почти готов. Ребята вспомнили случай, произошедший в 2003 году на фестивале «Нашествие». Во время исполнения песни «Прыгну со скалы» из-под сцены должны были бить огненные пушки. Горшенев подошёл слишком близко, всё могло кончиться плохо. Тогда его оттолкнул Князев. Наши ребята сходу включили это в свою пародию. – Многие хиты, которые они исполняют, родились гораздо раньше того времени, когда артисты, их пародирующие, появились на свет. Им трудно понять звёзд, которых они воплощают? – Я думаю, многого не знают и ровесники популярных исполнителей, которые слышали их исполнение вживую. Создание пародии, помимо всего прочего, это ещё и глубокий анализ творчества исполнителя. Приведу пример с Майклом Джексоном. В колледже я делал на него пародию. Это было моё домашнее задание, и я всю ночь разучивал движения, танцевальную связку. Разучил, приехал, станцевал. Мой педагог Ольга Сергеевна Никитенко сказала: «Это был Серёжа Малихов, который исполняет танец Джексона. А мне нужен Майкл Джексон». Я понял, что нельзя идти от внешнего. Надо понять, почему он делает эти движения, что за ними стоит. Я узнал историю Джексона: в семье было противостояние между ним и братом. Майкл считал, что отец не признавал в нём талант. Мне показалось, за каждым движением Джексона – желание показать, что он может, как бы «посмотри на меня». И сразу – другое всё. То есть надо понять причину того, почему они так двигаются, почему они так ведут себя на сцене. И это чаще всего не просто придумано и срежиссировано, это более глубокие причины. Кто есть кто? – Какие открытия вы сделали для себя на репетициях? – Приходя на концерт пародии впервые, я долго не могу понять, кто передо мной. Даша Звягинцева и Оля Кузнецова в этот раз показывают хит 80-х годов «Дождь из мужчин». Даша в театре уже восемь лет. И я не узнал её. Долго пытался понять – кто. И всё равно не узнал. Совершенно другая мимика, жестикуляция. Накрасить лицо чёрным гримом – это ещё не стать афроамериканцем. У девочек появилась какая-то особая энергетика. Да, песня старая, я был удивлён, что они её слушают, понимают. Не узнал я и Аню Басову – она «делает» Круга. Она создала внешний пышный образ исполнителя при помощи специальных толщинок. Эту часть костюма она сделала сама. На сцене ребята, которые в эпоху популярности Сергея Жукова были совсем маленькими. Они не помнят пик популярности Леонтьева. Но они слушают эту музыку, а значит, она продолжает жить. И ещё одна причина, по которой мне показалось правильным, это как бы напоминание зрителю о таких исполнителях. Ну и, конечно, сегодня зрители побывали на концерте, попасть на который невозможно – многих звёзд уже нет в живых. – Музыкальные пародии войдут в постоянный репертуар театра? – К сожалению, век «НЕспектакля» недолог. Если артист уходит из труппы, заменить его практически невозможно. Вот, скажем, Лёша Козлов «делает» Фредди Меркури вне спектакля один. Но он единственный артист, который на него похож из труппы! Мы возьмём другого, и это уже не то. Значит, если вдруг Леша уйдёт из труппы, номер придётся вычёркивать? – Если даже вы не узнали многих артистов, что говорить о зрителях… Кто ваш гримёр? – За грим у нас отвечает Катя Емельянова. Впервые она выступила в этом качестве в спектакле «В мире людей». Сейчас она всерьёз увлеклась искусством грима и из одного любого лица сделает любое другое. Впрочем, на концерте музыкальных пародий мы стараемся сильно за грим не прятаться: мимика должна быть живой. Нужно меняться – Помимо пародий, уже готовится новая премьера? – Да. Состоялось распределение ролей. Сегодня у нас будет репетиция – экватор спектакля. Он идёт в три состава. Новая постановка отличается от всех спектаклей «3Д». Много разговорных сцен – как в классическом театре. Для нас это необычно. И второе — это пластические номера, где мы подтягиваем уровень хореографии. Я не буду произносить слово «балет». Скажу, что мы пытаемся выйти на новую ступень хореографии, чтобы это выглядело более выразительно. Я пригласил хореографа, он занимается с артистами каждый понедельник (в конце второго часа от пота они мокрые). Интуиция подсказывает, что этот спектакль необходим в нашем репертуаре, потому что всё-таки нужно каждый год делать что-то немножко другое, что-то немножко новое. Новый спектакль привлечёт часть аудитории, которая не любит, когда очень много музыки громкой, когда всё очень динамично. Наш спектакль для тех, кто когда-то забыл свою мечту, но ещё надеется её осуществить. – Теперь билеты в театр «3Д» можно приобрести на электронной площадке. Это дало положительные результаты. Зрители успевают их купить? – Пока мы находимся в состоянии, когда спрос превышает предложение. Когда была живая очередь, нас ругали: «Что вы, в Советском Союзе?» Теперь, когда появился онлайн: 2 минуты 15 секунд, и нет ни одного билета на месяц. А в месяц мы представили 20 спектаклей. Очередная продажа пройдёт ещё быстрее: зрители просят их заранее анонсировать. Но я рад, что теперь люди не стоят в очереди на жаре и морозе, что никто не тратит своё время. Платформа, через которую мы продаём билеты, называется Quick Ticket. Она работает по всей России. Мы всё время входим там в пятёрку самых динамичных продаж. Правда, один раз у нас случился сбой сети: много людей пытались зайти на платформу одновременно. Но ничего – всё наладилось. Елена ГАМОВА

Смех без пафоса
© Курская правда