К сочинению подтолкнула травма, а лучший вальс написал за ночь. Как работал Евгений Дога

Евгений Дога — советский и российский композитор, народный артист СССР, автор музыки более чем к 150 фильмам. Свой путь он начал еще в детстве, не имея ни инструмента, ни учителей — лишь большое желание и талант, который просился на свободу. Фильмы с музыкой Доги стали классикой, а сами мелодии давно живут самостоятельной жизнью, появляясь на праздниках и концертах. Вспоминаем, каким был путь Евгения Доги, как он познакомился с режиссером Эмилем Лотяну и создал свои главные произведения. 

К сочинению подтолкнула травма, а лучший вальс написал за ночь. Как работал Евгений Дога
© ТАСС

С решетом и проволокой в музыкальное училище

Евгений Дога родился в 1937 году в селе Мокра Молдавской АССР. Его детство пришлось на годы Великой Отечественной войны и было омрачено трагедией: отец погиб на фронте. Воспитанием Евгения занималась мать, она всегда поддерживала его увлечение творчеством. С детства Дога любил слушать выступления музыкантов в сельском клубе, а после стал играть в школьном ансамбле и на свадьбах — на самодельной мандолине из старого решета и проволоки. Настоящего инструмента у него не было.

В музыкальной школе Евгений Дога не учился, но, окончив семь классов общеобразовательной, поехал в Кишинев — поступать в музучилище. Без подготовки он успешно прошел вступительные испытания. "Я считаю, что самый большой репетитор в таких делах — это все-таки Бог", — позже говорил в интервью Дога. Однако к занятиям Евгений смог приступить только спустя три месяца: по воспоминаниям композитора, его матери пришлось продать часть своего свадебного приданого, чтобы он смог устроиться в Кишиневе.

В 1950-е годы Дога обучался в Музыкальном училище им. Штефана Няги (ныне — Музыкальный колледж им. Штефана Няги) по классу виолончели. Затем стал студентом Кишиневской консерватории им. Гавриилу Музическу, где изучал композицию. Дога вспоминал, что еще сильнее его влюбил в музыку его педагог — итальянский музыкант Пабло Джованни Баччини, который чудом оказался в СССР и на русский манер получил имя Павел Иванович. 

Карьеру Евгений Дога начинал как виолончелист — с третьего курса он играл в оркестре на радио. На заработанные деньги купил еще и фортепиано в кредит, но вскоре с исполнительского пути пришлось свернуть. "Я до 25 лет жил в подвале. Это повлияло на руку, ее парализовало буквально накануне госэкзамена. Потом удалось ее залечить, хотя она болит до сих пор", — рассказывал Дога в одном из интервью. Продолжать выступать было сложно, поэтому Дога решил, что ему нужно сосредоточиться на теории музыки и сочинении.

Поиск себя и "своих"

В 1960-х годах Евгений Дога преподавал композицию и теорию студентам, параллельно работал музыкальным редактором в издательстве "Книга Молдовы" и был членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдавии. 

В те же годы он сочинял произведения для ансамбля, оркестра, хора — симфонические поэмы, кантаты, пьесы, струнный квартет. Однако вскоре столкнулся с кризисом: будучи выпускником консерватории, Дога был требователен к себе, не хотел создавать вторичную музыку, а нащупать собственный стиль было непросто. 

Поворотным для Евгения Доги стало знакомство с молодым поэтом Георгием Водэ, который собирался снимать картину на студии "Молдова-фильм" и пригласил Догу в качестве композитора. Музыкант, которому на тот момент было около 30 лет, поначалу отнекивался — говорил, что не знает, как писать мелодии для кино. Но дебют оказался успешным, и с 1967 года Дога стал сотрудничать с киностудией, сочинив музыку еще для многих картин. 

На молдавской киностудии Евгений Дога подружился с режиссером Эмилем Лотяну. Они познакомились в Кишиневе еще в конце 1950-х, но теперь им выпал шанс вместе поработать: их первой совместной картиной стала драма "Лаутары" (1971) — о бродячих народных музыкантах Молдавии. "Для меня как для музыканта "Лаутары" значимы прежде всего потому, что вернули меня к фольклору, к истокам, ко мне самому. По аналогии с "Моими университетами" Горького я назвал эту работу с Эмилем "Моими консерваториями", — признавался позже в интервью Дога. 

Благодаря "Лаутарам" родился новый, важный для советского кино тандем — Дога рассказывал, что после съемок им с Лотяну не хотелось расставаться: "Нас связывало только творчество, но мы настолько привыкли почти все время проводить вместе, что поневоле задумались, что будем делать поодиночке". 

Главный вальс и всесоюзная любовь

Знаменитыми Евгения Догу и Эмиля Лотяну сделала их следующая совместная работа — музыкальная драма "Табор уходит в небо" (1976), производство которой шло уже на "Мосфильме". Чтобы сделать картину о цыганском таборе колоритной и достоверной, режиссер и композитор собирали фольклор по всей стране. "Музыкальной основой фильма стало творчество забайкальских цыган — раритетные песни семьи Бузылевых, которую абсолютно не затронула цивилизация", — рассказывал Дога.

Как и "Лаутары", картина с успехом была показана на международных кинофестивалях. Однако, когда Лотяну задумал снимать фильм "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), руководство "Мосфильма" засомневалось, что Евгений Дога, заявивший о себе молдавской и цыганской музыкой, сможет написать мелодии для драмы по Чехову. Режиссер отстоял своего коллегу и друга, но самому Доге пришлось нелегко. 

К сцене свадьбы композитор должен был придумать мелодию в сжатые сроки, и процесс никак не шел. "Я хотел подобрать музыку XIX века, но ничего подходящего не нашлось. Тогда я решил, что напишу вальс. Но Штраус создал столько вальсов, какой вальс можно написать после него?" — вспоминал Дога в интервью. До съемок оставался один день, оркестр был уже заказан, Лотяну торопил и нервничал, и в итоге Дога начал прямо при нем импровизировать. Случайно родившуюся музыкальную тему он за ночь развил и переложил в аранжировку для оркестра. Так и появился легендарный вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" — простой, но берущий за душу. После эта музыка переросла фильм: звучала на церемониях открытия Олимпиады-80 в Москве и Олимпиады 2014 года в Сочи, до сих пор исполняется на многих праздниках и концертах. Вальс признан ЮНЕСКО одним из четырех музыкальных шедевров XX века.

Четвертой и последней совместной киноработой Доги и Лотяну стала картина "Анна Павлова" (1983) о жизни великой балерины. Сочиняя музыку для этого фильма, Дога обратился к наследию классиков и написал мелодии с оммажем творчеству Чайковского, Рахманинова, Листа и других композиторов-романтиков. Также Догой и Лотяну в соавторстве был создан балет "Лучафэрул" (1983). 

Наследие

За свою жизнь Евгений Дога написал музыку более чем к 150 фильмам. Среди знаковых картин, над которыми он работал, — "Мария, Мирабела" (1981), "Портрет жены художника" (1981), "Гонки по вертикали" (1982), "Одиноким предоставляется общежитие" (1983), "Королева Марго" (1996), "Благословите женщину" (2003) и другие. Дога сотрудничал с такими режиссерами, как Самсон Самсонов, Георгий Натансон, Станислав Говорухин, Александр Муратов. В 1990-е — непростой для отечественного искусства период — композитор смог устоять и продолжил сочинять, в том числе для сериалов.

Посвятив почти всего себя кино (чаще всего Дога работал параллельно над несколькими фильмами), музыкант не забывал и про академическое искусство. Он оставил после себя оперу "Диалоги любви" (1997), произведения для симфонического оркестра, сочинения для хора, романсы, пьесы, два реквиема, а также музыку, созданную для драматических спектаклей. Кроме того, Евгений Дога — автор гимна Кишинева и многих песен для звезд эстрады — Софии Ротару, Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Ларисы Долиной и других.

Дарья Шаталова