Ирина Никитина рассказала о новом конкурсе "Санкт-Петербургский Олимп"
Завершается I Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Санкт-Петербургский Олимп". Конкурс этот учрежден телеканалом "Россия-Культура" при поддержке Фонда "Музыкальный Олимп". Телеканал "Россия Культура" покажет прослушивания конкурсантов в эфире 13 и 14 июня, финал - 15 июня. О новом международном конкурсе "РГ" поговорила с председателем его попечительского совета Ириной Никитиной.
Как и когда возникла идея создания нового смотра?
Ирина Никитина: С 2014 года я возглавляю попечительский совет телеконкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Мы внимательно следим за развитием наших лауреатов, за их мотивацией - выбирают ли они музыку своей профессией. В какой-то момент стало очевидно, что есть некий пробел: отсутствует конкурс для молодых людей с 14 до 18 лет. А ведь именно в этом возрасте происходит выбор жизненного пути. Идея нового конкурса оформилась в декабре 2024-го, когда стало очевидно, насколько подросшим "Щелкунчикам" необходима следующая ступень в их профессиональном развитии. При отборе предпочтение отдавалось участникам, показавшим высокий уровень мастерства и обладающим обширным репертуаром из произведений для солиста с оркестром - в таком формате проходят II и III туры. Наличие такого репертуара - важный показатель зрелости и профессионализма музыканта.
Вы планируете телеконкурс для взрослых?
Ирина Никитина: Думаю, к 18 годам наши лауреаты уже будут достаточно зрелыми, чтобы успешно участвовать в любом международном состязании. Взрослых конкурсов вполне достаточно, чтобы реализовать свой потенциал.
Именно в возрасте 14 - 18 лет происходит осознанный выбор жизненного пути - станет ли музыка профессией этих ребят
Скрипачи, пианисты, виолончелисты, духовики, ударники соревнуются вместе. Чем оправдана идея одной номинации?
Ирина Никитина: Мы хотим выделить из 12 участников одного обладателя Гран-при и четырех финалистов, демонстрирующих артистизм, харизму, увлеченность и убедительность высказывания. Поэтому сформировали разноплановое жюри. В его составе есть вокалисты, которые не всегда являются экспертами в тонкостях инструментального исполнения, но обладают уникальным даром распознать масштаб личности, потенциал, силу энергетического посыла. Нам важен целостный образ артиста на сцене, его способность завладеть вниманием публики и донести до нее свою музыкальную интерпретацию. Мы стремимся создать нечто большее, чем конкурс - хотим дать импульс новому движению. Нам интересны живые артисты на сцене, те, кто стремятся к достижениям не ради личного успеха, а во имя высокой цели - служения музыке.
В жюри, наряду с мэтрами, и молодые музыканты...
Ирина Никитина: Да, например, Семен Саломатников, который только четыре года назад сам стал золотым "Щелкунчиком", а сегодня уже оценивает других. Это не аванс, не авантюра, а осознанный выбор. Семен - зрелый и вдумчивый музыкант, его суждения точны и проницательны. Он делится своим опытом как человек, прошедший через множество конкурсов. Наше жюри охватывает широкий возрастной диапазон: от молодых до легендарных музыкантов, и это важно, потому что учитываются разные точки зрения. Публика ведь тоже состоит из людей всех возрастов.
В XX веке родоначальником ленинградской фортепианной школы стал Леонид Николаев, московскую возглавили Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Самуил Фейнберг и Генрих Нейгауз. Можно ли говорить о наследниках традиций по отношению к новому поколению звезд?
Ирина Никитина: Сегодня исполнительские школы не имеют столь четких границ, как раньше. Сейчас мир в динамичном, даже несколько хаотичном движении, школы смешиваются и дополняют друг друга. Я не считаю это плохим признаком - это отражение нашего времени. Раньше у нас были замечательные кафедры в Москве, о которых вы уже сказали. В Санкт-Петербурге преподавали такие выдающиеся педагоги, как Натан Перельман, Моисей Хальфин, Надежда Голубовская, Павел Серебряков. Но сейчас ситуация во многом изменилась, вместе с тем и мир стал более открытым - мы значительно быстрее узнаем о новых тенденциях в исполнительстве. Благодаря интернету музыканты получают доступ к самым разным интерпретациям одного и того же произведения. Каждый перерабатывает эти впечатления по-своему, это, конечно, очень индивидуальный процесс. Мир безусловно стал более свободным, а насколько это продуктивно, покажут время и будущие поколения талантливых музыкантов.