«Народное – это не модно, народное – это навсегда»
Как создать такую театральную постановку, чтобы зрители не хотели отпускать актёров со сцены и ценители удостоили работу дипломом масштабного конкурса? Об этом мы поговорили с режиссёром Курского областного Дома народного творчества Надеждой Осиповой, которая стала лауреатом премии «Золотая легенда. Эпизод 3». Её театрализованное представление «Народное – модно» стало лучшим в номинации «Этнокультурное событие». – Надежда Владимировна, в чём, как вы считаете, секрет успеха спектакля, представленного на конкурс? – Премия «Золотая легенда. Эпизод 3» присуждается лучшим режиссёрам нашей страны в области организации массовых мероприятий. И, конечно, я не планировала в ней участвовать и подавать какую-то работу в этом году, потому что уровень участников конкурса очень высокий и не хотелось просто получить какой-то диплом. Мне важно было, чтобы работа понравилась членам жюри и стала лучшей. Как только в Областном Дворце культуры им. Винокура состоялся показ театрализованного представления «Народное – модно», я сразу поняла, что это то самое мероприятие, которое не только попало мне в самое сердце, но ещё и не оставило равнодушными всех участников проекта и зрителей. Считаю, что секрет его успеха в том, что оно проходило в форме крест-игры с одноимённым названием «Народное – модно». Чтобы пройти квест, необходимо было помочь главным героиням разгадать ребусы, загадки, связанные с народной культурой, курскими сказками, песнями, и даже перевести старорусские слова на понятный современный язык. Зрители настолько увлеклись процессом, что в конце были немного опечалены тем, что всё закончилось. Конечно, нельзя не сказать о том, что номера в представлении были достаточно оригинальными – мы смешали курские песни с рэпом, брейк-дансом, показом мод, водили карагоды, исполняли традиционные фольклорные произведения и стилизованные хореографические номера, более 200 артистов приняли участие в данной постановке, все они – любители русской песни. – Расскажите об актёрской группе, с которой работаете, как собрался коллектив. – Главные герои театрализованного представления – солистки творческого проекта «Культурное достояние». Девушки не являются профессиональными актрисами, но это для них был не первый опыт участия в мероприятиях подобного формата. Уже два года они задействованы в новогодних спектаклях и ведут концерты. Номера «Культурного достояния» имеют разный формат, и девушкам постоянно приходится перевоплощаться, танцевать, петь, играть со зрителями. Задача для них была поставлена достаточно серьёзная. Вначале они выходили в общем вокально-хореографическом номере, потом разыгрывали эпизод, далее пели, и так несколько раз, при этом надо было появляться с разных сторон, выходов, а один раз солистка ансамбля даже оказывалась запертой в тайной комнате квест-игры. И чтобы её вызволить из заточения, зрителям необходимо было отгадать названия курских сказок. Скажем честно, аудитория с лёгкостью справилась с поставленной задачей. – Как сами пришли к увлечению сценой, к профессии режиссёра? – У меня не было выбора. Вся моя семья – работники культуры. И как я ни пыталась пойти в другую профессию – даже получила специальность защитника информатизации, но гены взяли своё. Сначала я пела в ансамбле «Эксклюзив», когда училась в институте, мы тогда объездили пол-России и несколько раз были за границей, потом стала руководителем команд КВН в КГТУ, параллельно уже начала режиссировать мероприятия в том же вузе. Первые мисс и мини-мисс, шоу «Две звезды», где преподаватели пели со студентами, – мероприятия были легендарными в нашем городе. Тогда в зале не просто не было свободных мест, билеты разлетались за месяц, к нам приезжали со всего города. Потом перешла в Областной Дом народного творчества, где работаю и по сей день. Постоянно разные форматы, задачи, что мне очень нравится. – Доводилось ли вам самой играть на сцене? – Сама на сцене не играю, считаю, что нужно делать что-то одно – или управлять всей командой, или выходить в качестве актёра, ведущего. Лет десять назад пыталась всё совместить, но после решила, что больше никогда! Такой стресс я испытала! Но два года назад опять вышла на сцену. В «Парке мельниц», в селе Красниково, проходил большой праздник «Ночная симфония». Огромное было мероприятие, большое количество зрителей и интересный формат – симфоническая музыка, джаз, световое шоу. Я подумала, почему бы мне не вспомнить, каково это – стоять на сцене. Всё прошло замечательно, но это было, скорее, исключение из правил. – Расскажите о церемонии награждения. Как она проходила? – Церемония награждения проходила без меня. Я, как истинный творческий человек, работала и не смогла на неё поехать. В этот день мы снимали клип на курскую песню «Гульба». Съёмки проходили до двух часов ночи, и ни в этот день, ни на следующий я не знала результатов. Сначала потому, что не смогла просмотреть прямую трансляцию, а потом не хватило смелости. Только на третий день в шесть утра я собралась с духом и включила видео, тут же попав на свою фамилию. Скажу честно, радости не было предела. – Почему, на ваш взгляд, возвращается мода на народное? – Можно было бы сказать, что народное становится модным, но это не так, и оно не может быть модным или не модным, оно где-то там очень глубоко, потому что это то, что связывает нас невидимой ниточкой через поколения. Это любовь к Родине, к своей культуре и к самому себе. Народное это не модно, народное – это навсегда. Именно такими словами и заканчивается наше театрализованное представление. – Где сегодня пролегает грань между самодеятельностью и профессиональным сценическим искусством? Ведь непрофессиональные актёры могут быть даже интереснее, и такие примеры есть. – Я в принципе считаю, что есть разные профессионалы и разная самодеятельность. Бывает, что наличие диплома ни о чём не говорит. Но это не значит, что не нужно его получать. Он необходим, если ты хочешь работать по конкретной профессии. Хоть что-то в институте тебе да дадут, а если прилежно учиться и подходить к делу с головой, то дадут многое, потом уже нужно очень много работать, не останавливаться на достигнутом. Раньше у меня был самодеятельный коллектив, это не мешало нам выиграть конкурс Леонида Агутина в Москве, выступать на больших сценах и мероприятиях с именитыми артистами. А сейчас все девушки в творческом проекте «Культурное достояние» имеют образование, и теперь работа над репертуаром у меня занимает не такое большое количество времени. Поэтому считаю, что лучше быть профессионалом с дипломом. Сама никогда не останавливаюсь на достигнутом. Последний раз решила пройти курсы продюсера, что, несомненно, помогает мне раскручивать свой коллектив по полной программе. – Над чем работаете сейчас? – В данное время готовлюсь к гастрольному туру народного хора «Соловейко», который пройдёт в сентябре и октябре этого года. Будем показывать мини-спектакль «Казаки – народ особый». Работа над сценарием в полном разгаре. Конечно, параллельно готовлю различные программы для выступлений на сценах города Курска и области, это тематические программы, программы народных праздников и так далее. Одним из пунктов моей деятельности является съёмка клипов, в данное время придумываю сценарий сразу для трёх видео. Сложно сказать, что будет в ближайшее время. Сегодня могу работать над одним проектом, а завтра – заниматься совершенно противоположным. Поэтому мне и нравится моя профессия. Каждый день что-то новое, и всё это звучит как вызов! – Есть ли у вас трудноосуществимая большая творческая мечта? – Думаю, трудноосуществимой нет. Если она появляется, то я сразу пытаюсь её реализовать. Когда-то я очень хотела, чтобы на сцену выезжал «Харлей» или чтобы весь зал был в проекции, тогда ничего не могло меня остановить, только огромные глаза моей технической группы. Наверное, единственное, до чего я ещё не добралась, – это чтобы артист спускался на сцену по канату, который протянут через весь зал. Эх, ну ничего, я думаю, что всё впереди. Последний год меня очень интересовала тема написания песен и публикации их на всех музыкальных платформах. Но теперь я могу похвастаться и этим. Под моим началом вышло семь композиций – курские песни в современной обработке. – Расскажите, как создаются сценические костюмы для коллектива. – Это наша слабость. Мы с девочками считаем, что костюмов у коллектива должно быть – как платьев у девушки – великое множество. Так как творческий проект исполняет разнообразный репертуар, в нашем арсенале имеются казачьи костюмы, русские народные хоровые, курские стилизованные, русский народный стилизованный костюм «Матрёшек», несколько эстрадных платьев, костюмов и пиджаков, а всю обувь и головные уборы просто невозможно перечислить. Каждый костюм я придумываю сама, помогает воплотить эти идеи в жизнь наша прекрасная швея. – Как обычно проходят репетиции, как ведётся работа над постановкой голоса, пластикой? – Что касается моего коллектива, репетиции проходят каждый день, по несколько часов. За одну репетицию мы можем исполнить как песню «Плывёт веночек», так и «Любо, братцы, любо», между делом вспомнить рэп, что-то лирическое, то есть разнообразный репертуар. Обязательно работаем над дыханием, опорой. Без этого вокалисту никуда. Далее хореография – работа с прекрасным постановщиком Игорем Николаевичем Смольняковым. Также у нас существует домашняя работа – девочки отрабатывают всё то, что мы делали на репетиции. Если вскоре у нас большое мероприятие, то обязательна читка текста, далее разводим мизансцены, а потом опять вокал, хореография, и всё по кругу. Всегда стараюсь писать тексты под каждого. Получается, что на сцене герои ничего не играют, а просто живут. Поэтому репетиции всегда проходят весело и легко. Мне кажется, что творчество должно приносить удовольствие, а не муки вхождения в образ и бесконечные отработки фраз. – А где сами черпаете вдохновение? – Сложно объяснить. Я просто стараюсь делать то, что мне нравится, то, что вызывает у меня эмоции. Стараюсь затронуть какие-то глобальные проблемы или, наоборот, дать зрителям возможность отдохнуть, расслабиться, забыть о заботах. В наше время так мало доброго, светлого. Пускай на моих концертах будет спокойно, весело и душевно. Помню, как из нашего зрительного зала вышла моя коллега и сказала: «Боже мой, как у вас хорошо, так уютно». Думаю, это дорогого стоит. Такие слова меня и правда вдохновляют, а ещё хочется постоянно делать больше и доставлять удовольствие и зрителям, и артистам. Беседовала Вероника ТУТЕНКО Фото из личного архива героини