"Асисяй" немного повзрослел
Будущий "Асисяй" родился 12 июня 1950 года в Орловской области. По воспоминаниям артиста, с младых ногтей он мечтал быть клоуном (после того, как посмотрел фильм "Малыш" с Чарли Чаплиным), библиотекарем, лесником и журналистом. С тремя из четырех профессий вышло точное попадание. Клоун с красным носом и в желтом комбинезоне — неотъемлемый образ артиста. Также Вячеслав Иванович собрал несколько библиотек (стал не библиотекарем, а библиофилом), а в зрелые годы разбил во Франции Сад творческой лаборатории Желтая Мельница (во Франции и Британии артист жил в 90-е с периодическими наездами в Россию). Ну, а журналисты никогда не оставляли артиста в покое. Вячеслав Полунин попробовал получить инженерное образование, но быстро к нему охладел. Обратился в театральный вуз – не прошел по конкурсу. Тогда поступил в Ленинградский государственный институт культуры имени Н. К. Крупской. Учась в этом заведении, он в 1968 году организовал мим-театр "Лицедеи" (впрочем, 10 лет он был безымянным, название появилось только в 1978 году). Относительно занятия пантомимой молодой руководитель мим-студии выражался не совсем почтительно: "То, чем занимались, мы называли экспрессивным идиотизмом, по-научному — эксцентрической пантомимой". Правда, это было сказано много позже. Еще одно образование Полунин получил на эстрадном отделении ГИТИСа. "Лицедеи" обрели в 1980-е годы невероятную популярность. Тому способствовало появление Полунина в телепередаче "Голубой огонек". Клоун пытался кому-то дозвониться по надувному телефону и то и дело повторял: "Асисяй!" После этой репризы Вячеслава Ивановича иначе как Асисяем никто не звал. Хотя сценка попросту называлась "Телефон". К тому времени сподвижники Полунина по делу пантомимы получили профессиональный статус. "Лицедеи". Фото: www.globallookpress.com/ Yury Pilipenko Клоунов в СССР всегда любили и ценили. Карандаш, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Олег Попов – все они части нашего культурного кода. В этом ряду стоит и Полунин со своими "Лицедеями". Вряд ли бы они достигли такой степени всенародного признания, если бы наши люди не был очень расположены к искусству смешной, доброй, иногда лирично-грустной клоунады. Одним из первых крупных выходов "Лицедеев" к публике стал "Мим-парад" 1982 года. Шоу было организовано Полуниным, как и Всесоюзный фестиваль уличных театров пятью годами позже, как и Первый всесоюзный фестиваль "Конгресс дураков" в 1988 году (название акции звучало по-перестроечному дерзко). Проект был встроен в первую отечественную "Академию дураков, у которой были свои условия приема и обучения. Как объяснял "ректор" Полунин: "Попасть в академию было сложно. Нужно было сделать что-то такое, чтобы все вокруг сказали: "Ну и дурак!". В 1989 году в СССР состоялся международный фестиваль уличных театров "Караван мира". В число его организаторов и распорядителей тоже входил Полунин. В 1986 году на большие советские экраны вышел фильм "Как стать звездой" режиссёра В. Аксёнова. В нем в полном составе снялись "Лицедеи" во главе с Полуниным. Фильм был новацией для отечественного кино, привыкшего к строгой и идеологизированной сюжетности. По сути, то было эстрадно-музыкальное шоу, составленное, как концерт, из множества номеров – от песен Марлен Дитрих, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд и совсем юного Майкла Джексона до парадов театра мод Славы Зайцева. Импровизированный "концерт" вел молодой Максим Леонидов на пару с попугаем Вакой, за которого говорил Владимир Татосов. Бит-квартет "Секрет", соответственно, тоже выступал в фильме. "Лицедеи" перемежали музыкальные номера своими гэгами и трюками, вплоть до прыжков с парохода и купания в реке в цирковом гриме. Фильм надолго запомнился зрителям. Как и рязановские "Привет, дуралеи!" 1996 года, где Вячеслав Иванович исполнил главную роль. Кадр из фильма "Как стать звездой". Фото из открытых источников. К тому времени у "Лицедеев" родились новые забавно-трогательные номера: "Низя", "Голубая канарейка". В 1993 году Полунин поставил, вероятно, самую известную программу — "сНежное шоу", которое гастролировало в десятках мировых государств. Его продолжением стала "Снежная симфония", привезенная мэтром в Россию в 2000 году – своего рода подарок к возвращению на родину. Три года, с января 2013 года по апрель 2016 года Вячеслав Полунин как художественный руководитель возглавлял Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. Именно он отремонтировал здание и вернул ему историческое название — "Цирк Чинизелли". В честь итальянского основателя цирка было поставлено шоу "Бал у Чинизелли, или Тысяча и одна Золушка". Но по истечении контракта с Полуниным руководство Росгосцирка его не продлило. Театром "Лицедеи" Вячеслав Иванович тоже давно не руководит. С 2000 года его возглавляет Виктор Соловьёв. Но детище Полунина прекрасно функционирует и продолжает пожинать заслуженные лавры. В настоящее время театр активно реализует социальную политику: сотрудничает с благотворительными организациями, проводит праздники в детских домах и медицинских учреждениях, дает благотворительные концерты. В багаже "Лицедеев" – премия Ленинского комсомола, приз фестиваля "Золотой Остап", интернациональные театральные награды и гастроли в обоих полушариях: от США, Колумбии и Бразилии до Гонконга, Японии и Новой Зеландии. Пантомима понятна без слов всем национальностям. Кроме того, сейчас в Москве на Арбате существует Международный театрально-культурный центр Славы Полунина. Сам юбиляр – лауреат премии Ленинского комсомола 1986 года, обладатель Царскосельской художественной премии 2000 года и премии им. К. С. Станиславского 2001 года, кавалер ордена Дружбы (2011), а также глава семейства, почти все члены которого работают в его театре. Фото: © Александр Рюмин/ ТАСС Главный принцип Вячеслав Полунина: "Я хотел бы, чтобы все, что человек делает на свете, было не экзаменом, а радостью". Только радостный и оптимистичный человек способен порадовать и рассмешить другого. А если он смешит и радует целый земной шар, он просто лучится счастьем. Чего мы Вячеславу Ивановичу в день юбилея немного повзрослевшего Асисяя и желаем – хранить счастье и никогда не терять, веселить людей и организовывать новые сногсшибательные затеи!