«Доктор Вера»: военная драма глазами заложницы из больницы Буденновска
Премьера военной драмы «Доктор Вера» по мотивам одноименной повести Бориса Полевого состоялась в онлайн-кинотеатре Wink 13 июня. Пятисерийный фильм сналя Аня Мирохина, которая выросла в Ставропольском крае и пережила одну из самых трагических страниц в истории региона — захват больницы в Буденновске.
Война без танков и сражений
По сюжету сериала молодая медсестра Вера Трешникова остается единственным медиком в оккупированном немецкими войсками городе. Больница — под постоянным контролем гестапо. Ради спасения жизней мирных граждан и укрытия партизан Вера делает вид, что сотрудничает с врагом.
— Меня сразу зацепил тот факт, что повесть Бориса Полевого основана на реальных событиях. Я большой любитель военной прозы, особенно о подвигах простых людей. В таких историях нет танков, сражений, только движение человеческих душ в таких сложных обстоятельствах, — объясняет Аня Мирохина.
Сначала проект поддержал Институт развития интернета. После подключились и кинопродюсеры, рассказывает режиссер.
События повести разворачиваются в Калинине (ныне Тверь), но съемки проходили в Москве, Ярославле, Торжке и Тутаеве. Задача воссоздать старый Калинин не стояла, из подходящих натурных фрагментов команда собрала условный город «недалеко от Москвы». Хотелось сконцентрироваться на эмоциональной сути происходящего, а не конкретной локации.
— Мы искали места с нужной натурой и атмосферой, — говорит режиссер.
Подвиг врачей под перекрестным огнем
Когда Ане было десять лет, она оказалась среди заложников террористов. 14 июня 1995 года боевики под руководством Шамиля Басаева захватили городскую больницу в Буденновске. Более полутора тысяч человек оказались в заложниках. В обмен на их жизни террористы требовали прекращения боевых действий в Чечне.
Переговоры длились шесть дней. В результате террористам позволили покинуть город с частью заложников. По официальным данным, жертвами теракта стали 129 человек, сотни были ранены. По словам режиссера, личные впечатления, пережитая трагедия отразились в сценарии.
— Финальный бой, который ведут пациенты с немцами, показан только внутри больницы. И этот эпизод я как раз написала по своим детским воспоминаниям. Я видела подвиг врачей, которые боролись за наши жизни под перекрестным огнем во время многочасового штурма, — делится режиссер.
Ставрополье как точка отсчета
По словам Ани, Буденновск стал для нее символом страшных воспоминаний. Там она пережила самые тяжелые и трагичные события в своей жизни.
— Безусловно, они сформировали меня и как режиссера, и как сценариста, — говорит Мирохина.
Однако именно в этом городе прошло ее детство. О нем Аня говорит с улыбкой.
— Время, когда я жила в доме на улице Красная, 215, я вспоминаю с большим теплом. Там я узнала, что нельзя залезать на осла сзади, убегать от индюка, поджигать сухую траву и обрывать тутовник у соседа. И именно там я научилась очень быстро бегать, от того самого соседа, — вспоминает Мирохина.
Контрасты детских воспоминаний — трагедия и тепло — сформировали будущего режиссера. И сегодня Мирохина подчеркивает, что задача кинематографа — в том числе сохранять память о трагическом прошлом нашей страны.
— Тема Великой Отечественной войны всегда актуальна. Это же в нашем ДНК. И задача кинематографа — визуализировать для нового поколения рассказы об их прабабушках и прадедушках.