Госоркестр Татарстана и его худрук завершили сезон 8-й симфонией Малера
Восьмая Малера (1906) − "симфония тысячи участников", самое грандиозное полотно, когда-либо написанное в этом жанре, − это, безусловно, амбициозный выбор Александра Сладковского для финальной точки сезона.
Полуторачасовая партитура требует огромных сил для исполнения, ведь на сцене если и не "тысяча участников", то по меньшей мере двести: пятерной состав оркестра, три хора (один из них детский), восемь солистов-вокалистов, участвует и орган. А главное, ее не одолеть без высочайшего мастерства как дирижера, так и музыкантов. В нашей концертной практике это настоящий раритет, к которому прикасались разве что Евгений Светланов, Валерий Гергиев и Валерий Полянский. Но и на Западе это не самое репертуарное произведение, хотя ситуация чуть лучше, есть записи Леопольда Стоковского, Георга Шолти, Бернарда Хайтинка, Мариса Янсонса, Риккардо Шайи, Пааво Ярви, Саймона Рэттла, и это, как видим, самые большие имена.

Александр Сладковский уже второй раз подходит к "тяжелой штанге": первый раз это случилось в 2019, тогда исполнили Восьмую дважды: в Казани и в Москве. На этот раз "штангу" Александр Витальевич решил еще более утяжелить: помимо концертного исполнения, затеял еще и студийную звукозапись, так что команда исполнителей десантировалась в Казань на пять дней, чтобы детально проработать каждый такт. К слову, это первая студийная запись Восьмой симфонии в России в ХХI веке (да, есть релизы Валерия Гергиева и Валерия Полянского, но в концертном исполнении), так что событие на наших глазах разворачивается, можно сказать, историческое. Вообще к Малеру у Сладковского особое отношение: его симфонии, как и Шостаковича, он считает некой "лакмусовой бумажкой" для проверки оркестра на прочность, важнейшим репертуаром для поддержания уровня мастерства музыкантов, недаром в репертуаре татарстанского коллектива - полная симфоническая коллекция обоих авторов. Раньше с ГАСО РТ Сладковский уже записывал симфонии Малера на фирме "Мелодия", но не все, только Первую, Пятую и Девятую. Теперь в планах - студийная запись полного симфонического цикла, и маэстро надеется уложиться за два года.

"Абсолютной бездной, космосом" считает дирижер наследие великого австрийца, тем более Восьмую симфонию − не просто музыкальное, но и философское произведение. Она необычна во всех отношениях, да и симфония ли это? Здесь две огромные части: в первой (продолжительностью около получаса) Малер использует слова католического песнопения "Приди, о Дух животворящий", и это скорее оратория. Вторая часть, еще более монументальная (длится почти час) написана на текст заключительной сцены "Фауста" Гёте, в которой Фауст погибает, но осознает, в чем смысл жизни − в служении людям. Его душа попадает на небеса, где соединяется с душой Маргариты. Силы зла отступают. Здесь Малер предстает мощным проповедником гуманистической идеи, верит в лучшее в человеке.

Конечно же, в этой симфонии-оратории огромная смысловая нагрузка падает на вокальную часть партитуры: хоры (в Казани пели "Мастера хорового пения" радио "Орфей", Камерный хор "Нижний Новгород" и хор Специальной музыкальной школы при Казанской консерватории) и солистов. Если говорить о солистах-вокалистах, то в афише два известных имени: Полина Шамаева и Василий Ладюк, но в основном Александр Сладковский сделал ставку на молодых − участников Молодежной оперной программы Большого театра, воспитанников ее маститого руководителя Дмитрия Вдовина (кстати, Василий Ладюк тоже его ученик). И эта вдовинская школа, ее высокий класс, конечно, налицо: вокальный состав получился ровный, трудно кого-то выделить. Хотя признаюсь, когда Василий Ладюк запел свое соло во второй части, это был не просто вокальный блеск, но и очень стильное, вдумчивое, мастерское пение. К слову, певец участвовал в исполнении Восьмой еще в 2019 году, и чувствуется, насколько "впета", сделана у него партия. В этом эпизоде даже показалось, что мы слушаем не ораторию, а оперу, и Василий поет арию неземной красоты.
Вторая часть в целом выдержана в том же ораториальном духе, но в ней все-таки гораздо больше от симфонии, чем в первой части, особенно в начале, в огромном десятиминутном оркестровом вступлении. Александр Сладковский построил его как цепь выразительных "речей" инструментов и групп: то медь, то дерево, то струнные как бы "обращаются" к нам от имени автора, пытаясь донести его вселенские идеи. При этом казанский оркестр здесь демонстрирует всю свою мощь и оснащенность.
Восьмая Малера - та редкая симфония, в которой используется орган, инструмент, как известно, отнюдь не оркестровый, но в данном случае очень важный, ведь он усиливает ощущение космического масштаба происходящего. "Кажется, будто начинает звучать и звенеть вся Вселенная; поют не только человеческие голоса, но и вращающиеся планеты и солнце…", - именно так говорил о своем детище Малер. И орган здесь, конечно, одна из главных, опорных "планет". С него, с его зычного аккорда, собственно, всё и начинается. В данном исполнении уверенный старт Восьмой дала органистка Евгения Кривицкая, которая исполнила эту партию впервые, учила ее специально и тщательно, считая участие в проекте необычайно важным для себя. Евгения отметила, что в этой симфонии орган используется активнее, чем в какой-либо другой, здесь он "не только поддерживает гармонию и усиливает мощь оркестрового тутти, но иногда вырывается в "солисты", оставаясь один на один с певцами".

Те, кто хоть раз бывал в зале имени Сайдашева - главной концертной площадке Казани, наверняка зададутся вопросом: как удалось разместить на его большой, но все-таки не громадной, сцене двести артистов? Тут на помощь пришло хитрое пространственное решение: использовали оба больших балкона слева и справа от органа. В один поместили часть медных инструментов, в другой детский хор, ангельское звучание которого сверху, "с неба" лишь усилило ощущение "звенящей Вселенной". Да и в целом такое акустическое распределение звука по разным точкам зала, на мой взгляд, создало прекрасный баланс и в целом как нельзя лучше соответствовало задумкам самого Малера.
Кстати
Между тем неугомонный Александр Сладковский, записав Восьмую Малера, уже приступил к записи еще одного грандиозного полотна австрийского классика - его Третьей симфонии. Впереди у маэстро участие в жюри дирижерского конкурса имени Рахманинова, 29-го июня вместе с Госоркестром имени Светланова он откроет новый Летний фестиваль Дениса Мацуева в Суздале, а там, глядишь, уже и новый сезон не за горами. Его по традиции Александр Сладковский и его татарстанский коллектив откроют вместе с Денисом Мацуевым в Московской филармонии 1 сентября. Сыграют Пятый фортепианный концерт и Девятую симфонию Бетховена к 255-летию со дня рождения композитора.