Министр культуры Любимова: театр современной драматургии, вероятно, возглавит Прилепин
— Ольга Борисовна, подскажите, пожалуйста, известны ли уже точные даты проведения XI Санкт-Петербургского международного культурного форума?
— Он пройдет с 10 по 13 сентября, мы ждем, что в нем примут участие около 2 тыс. участников. Чуть позже вернемся с новостями о том, какие страны приедут на него.
Мы все видим достаточно сложную политическую обстановку и понимаем, что могут быть некоторые сложности с логистикой. Мы готовы помогать всем нашим коллегам, которые захотят участвовать в форуме, обязательно окажем им поддержку. Уже сейчас десятки стран подтвердили, что планируют приехать.
— Какой будет главная тема форума этого года?
— Главная тема этого форума: "Возвращение к культуре — новые возможности", но, как вы знаете, это не столько тема, сколько девиз, она очень общая. Самое главное, что по всем классическим направлениям на диалоговые площадки приедут десятки наших коллег. Для нас очень важно, что ведущие руководители и деятели искусства всегда собираются на Санкт-Петербургском культурном форуме. Отдельная составляющая форума — культурная программа, которая будет проходить каждый вечер. Мы готовимся очень серьезно.
— Вы отмечали, что огромная доля зрительского потока раньше — в среднем до 74% — обеспечивалась за счет иностранных фильмов, и резкий уход в 2022 году голливудских киностудий пошатнул отрасль, однако уже в 2023 году российское кино стало главным драйвером роста отечественного кинопроката. Насколько вырос рынок и сколько составил совокупный объем кинопроката за первое полугодие этого года?
— В наших кинотеатрах на данный момент уже побывало 56 млн человек. Для нас это очень значимое число. Мы понимаем, что отрасль должна быть готова к серьезному прорыву в момент ухода ощутимого потока западного кино из российского проката. Сейчас нет смысла это анализировать: даты, цифры и сезоны, проведенные без американского кино, уже привычные для нас формы существования.
— На ваш взгляд, какой жанр кино сейчас особенно востребован?
— Впереди еще достаточное количество долгожданного семейного кино. Сейчас невероятное количество детей вместе со старшим поколением приходят в кинотеатры, детско-семейные фильмы очень востребованы. При этом пять-шесть лет назад все говорили, что такой жанр будет невозможен, потому что детское кино очень дорогое и оно не окупается. Тогда президент и правительство поручили выделить дополнительные, весьма ощутимые средства. Каждый раз на наших питчингах Фонда кино обсуждают все новые и новые проекты. Среди них — "Горыныч", вторая часть "Чебурашки", "Буратино".
Мы видим, как снимаются новые части "Волшебника Изумрудного города", который не только собрал в российском прокате 3 млрд рублей, но и был продан в 80 стран, в том числе в Израиль и Португалию. Мы понимаем, что в первую очередь это просто качественный продукт, содержание которого устраивает продюсеров из самых разных стран.
— Ведет ли сегодня ведомство переговоры с западными кинопрокатчиками по возвращению в Россию?
— Нет. Было бы странно, если бы Министерство культуры бегало за западными прокатчиками, которые ушли из России, и уговаривало бы их вернуться. К нам никто не обращался, мы не были в диалоге, это было их политическое решение. В данной ситуации мы, честно говоря, и повода не видим для того, чтобы упрашивать их вернуться на наш рынок.
Сейчас мы должны максимально сосредоточиться на том, чтобы кино было многожанровым. Я упомянула семейные картины, но впереди крупные спортивные и военные драмы. И конечно, мы понимаем, что такого кино просто должно становиться больше. Параллельно огромное внимание уделяется поддержке дебютантов. Мы очень радуемся, когда видим невероятно востребованных, состоявшихся кинематографистов, которые еще несколько лет назад от волнения "тряслись" на питчингах в Минкультуры, а сегодня это уже люди, у которых несколько амбициозных проектов в работе.
— А какую работу министерство ведет сегодня в новых регионах?
— Буквально с первой недели начала специальной военной операции мы работаем вместе с нашими коллегами [из новых регионов] и [местными] учреждениями культуры. Первым делом мы хотели помочь людям, которые находятся в новых регионах и годами не бывали в России: проехаться [к ним] с гастролями, чтобы их тепло встретили, немного "отогрели". Это люди, которые годами жили в тяжелейших условиях, многие из них потеряли близких.
Сейчас работа приобрела более системный характер. Когда мы только пришли в новые регионы, там работало буквально несколько кинотеатров. Сейчас в новых регионах открыто 82 кинотеатра, получилась большая сеть. Важно, чтобы именно те фильмы, которые показывают сегодня в Москве, были показаны и в новых регионах, мы проделали большую работу. Кроме того, оказана поддержка 93 музеям, также поддержаны 24 библиотеки.
— Во время заседания Совета по культуре и искусству 25 марта Захар Прилепин попросил президента рассмотреть вопрос создания театра для писателей. Позднее глава государства поручил создать в Москве театр, ориентированный на продвижение современной драматургии патриотической направленности. Каким вы видите создание нового театра?
— Это прекрасная инициатива Захара, мы обсуждали ее с ним, с нашими коллегами из правительства Москвы. В ходе встречи в прошлом году с деятелями культуры из новых регионов и теми, кто уделяет в своем творчестве большое внимание СВО, обсуждалась необходимость подобных проектов. Мы говорили о том, что не хватает театральных проектов, посвященных событиям современной истории, а современной драматургии вообще практически нет. Поэтому мы будем стараться помочь Захару и его команде. Мне кажется, что будущее руководство [в создаваемом театре] будет за ним. Крайне важно, чтобы решения о том, кто будет главным режиссером нового театра, кто войдет в его труппу, принимались не чиновниками, а деятелями искусств.