Международный фестиваль Чайковского в Клину объединил классику и джаз
Один из самых ожидаемых летних опен-эйр фестивалей классической музыки вновь стартовал в подмосковном Клину - на территории музея-заповедника Чайковского. Солисты, актеры и оркестры, объединенные маэстро Юрием Башметом, приготовили шесть уникальных концертов, которые, как всегда, прозвучат на большой сцене под открытым небом, неподалеку от дома, в котором Петр Ильич написал свои лучшие шедевры, а также в Сестрорецком парке в Клину.
В программе фестиваля объединились музыка и художественное слово, классика и джаз, традиции и эксперимент. Среди участников музыкального форума - знакомые по фестивалям Башмета звездные имена: актеры Евгений Миронов, Мария Смольникова, Игорь Костолевский; пианист Борис Березовский, Валентин Малинин, артисты балета под патронажем Дениса Родькина, артисты музыкального театра "Геликон-опера". Дополнением к этим насыщенным подмосковным вечерам стали события образовательной программы - Школа молодых журналистов, концерт стипендиатов губернатора Московской области и лауреатов недавно завершившегося Второго конкурса имени Рахманинова.
Фестиваль Чайковского открылся спектаклем Марины Брусникиной "Видный миру смех и неведомые ему слезы", и уже в первый вечер в импровизированных партере и амфитеатре не было свободных мест: привычные аншлаги наблюдались и на следующих концертах. Настоящий фурор произвела своим выступлением немецкая оперная певица, завсегдатай фестивалей Башмета и любимица российской публики Симона Кермес. "Леди Гага барочной музыки", как окрестили ее критики, в этот раз решила эпатировать в несколько ином ключе - и не одна, а в компании харизматичного кубинско-немецкого ансамбля Klazz Brothers&Cuba Percussion.

Зарубежные гости устроили зажигательный вечер джаза и классики в аранжировках в стиле латино - известные хиты звучали в неожиданных версиях. К примеру, арии Генделя оказались приправленными легкими ритмами румбы, и барочные юбиляции, которыми Симона Кермес украшала эту джазовую феерию, превращали строгую музыку в развлекательный - но исполненный на мастерском профессиональном уровне - кавер. Klazz Brothers в целом работает в жанре кроссовер, а в тандеме с кубинскими перкуссионистами показывает то, как можно ловко и изящно объединить музыкальные стили, культуры, самые разные направления.
Об исполнительской смелости Симоны Кермес говорить отдельно не приходится - каждый, кто хоть раз слышал ее вокал и видел ее поразительные наряды, убедился в том, что на сцене - настоящая дива. Которая, как выяснилась, горячо любит творчество Чайковского. Между вокально-танцевальными номерами она исполнила "Июнь" Петра Ильича на немецком языке и арию Иоланты - на русском, поразив не только точностью отражения авторского замысла, но и отличным произношением. Но окончательно завоевала сердца российских слушателей немецкая примадонна своим проникновенным исполнением песни Александры Пахмутовой "Надежда". Весь зал, подняв телефоны с включенными фонариками, покачиваясь в такт, подпевал любимой мелодии, а на Клин надвигалась теплая июньская ночь...
Впрочем, погода - главный фактор на любом опен-эйре - была благосклонна к фестивалю Башмета только в первые два дня. На следующий день после погружения в стиль латино и джаз публике преподнесли "Черевички" Чайковского - и были они показаны уже под дождем. Оперу Чайковского в полусценической версии режиссера Сергея Новикова представили солисты, хор и оркестр театра "Геликон-опера" под управлением дирижера Филиппа Селиванова, однако ничто, даже хлынувший ливень, не смог разрушить эту магию.

Кстати, к 185-летию со дня рождения композитора в музее-заповеднике открылась экспозиция, в которой собраны исторические афиши, костюмы, декорации опер Чайковского - спектаклей, поставленных в разных театрах страны. И, конечно, в период проведения фестиваля - до 6 июля - можно и нужно заглянуть в гости к Петру Ильичу, где экскурсоводы подробно и познавательно расскажут, в какой из комнат была написана Шестая симфония и где обедал великий композитор.