Воронежский "Белый колодец" на Платоновфесте стал филиалом Острова Свободы
Ганские ритмы, хип-хоп с кубинским акцентом и сербский альтернативный рок услышали многочисленные зрители опен-эйра "Музыка мира" международного Платоновского фестиваля искусств. Три зарубежных коллектива впервые выступили в России именно под Воронежем.
Несмотря на тревожные прогнозы синоптиков, в красивейшем парке "Белый колодец" (бывший меловой карьер) собрались тысячи воронежцев и гостей города, чтобы под открытым небом, сидя на песке, послушать композиции из разных уголков планеты. В этом году сцена у пруда объединила исполнителей из Сербии, Кубы и Ганы.
Яркая представительница кубинской музыкальной традиции La Dame Blanche с первой композиции дала понять, что ее выступление-открытие опен-эйра будет ярким и запоминающимся. Смешение стилей и ритмов в творчестве - от латино-традиционных румбы, кумбии, регги до современных хип-хопа и дэнсхолла, - зажигательные танцы во время исполнения и в целом эпатажный образ магнетизировали зрителей, которые охотно раскачивались в такт.
La Dame Blanche ("Белая Дама") - сценический псевдоним кубинской певицы, флейтистки и перкуссионистки Яйте Рамос Родригес, под которым она выступает с 2014 года.
- La Dame Blanche - это и ведьма, и колдунья, и целительница. Она может вызывать страх, но в целом это доброжелательная мифическая фигура, - истолковала свой псевдоним певица.
Кубинская исполнительница сейчас живет во Франции, но на сцене "Белая Дама" с темной кожей была максимально пропитана духом Острова Свободы: с сигарой в руках, крупными серьгами в виде силуэта Южной Америки, ярким тюрбаном на голове и в откровенном прозрачном платье без бюстье, казалось, что она пела с хором духов сантерии (синкретическая религия, распространенная на Кубе).
- Мои песни отражают мысли и чувства современной активной женщины, которой зачастую приходиться отстаивать свои права. Я воспеваю женскую силу, красоту и индивидуальность, - рассказала о своем творчестве La Dame Blanche.
На финальную песню выступления певица пригласила на сцену волонтеров фестиваля. Они хором подпевали ей: Atómica, аtómica и грациозно раскачивались под соло флейты, которой Яйте Рамос Родригес виртуозно владеет.
Кстати, ранее запланированные гастроли в Россию La Dame Blanche были сорваны пандемией коронавируса. И Воронеж стал первым российским городом, который услышал живое исполнение кубинской исполнительницы.
То же самое относится и к коллективу из Ганы Santrofi, который сменил на сцене "Белую Даму". Восемь молодых музыкантов сохраняют и переосмысляют традиционные ганские ритмы, придавая им актуальное звучание. В феврале этого года коллектив выпустил альбом Making Moves, который в марте уже возглавил World Music Charts Europe.
Красивый вокал и африканские барабаны нашли отклик у зрителей: они потянулись ближе к сцене, чтобы вместе с музыкантами поймать эту музыкальную волну с мистическим течением.
Во время своего выступления ганские исполнители использовали различные инструменты, но особый интерес у публики вызвал шекере.
- Корпус этого инструмента изготовлен из высушенной тыквы-горлянки. Снаружи он оплетен сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук, - рассказал лидер группы Домик Куарчи.
Музыканты пообещали в скором времени вернуться в Россию и познакомить публику с другими аутентичными инструментами и, конечно же, новыми композициями.
Хедланейром "Музыки мира" выступила сербская группа S.A.R.S. В России они многим известны по самому первому и большому хиту Buđav lebac, что переводится как черствый или заплесневелый хлеб.
Название группы - это не отсыл к английской аббревиатуре для атипичной пневмонии.
- S.A.R.S расшифровывается как "свежеампутированная рука Сатриани" (Джо Сатриани - американский гитарист-виртуоз, - "РГ"), - пояснил солист группы Жарко Ковачевич.
Оригинальный коллектив из Белграда играет зажигательную смесь из альтернативного рока, регги, джаза и народных сербских мотивов.
Жарко, выйдя на воронежскую сцену, легко установил контакт с публикой:
-"Добро" - у нас, "хорошо" - у вас". "Добро?"
И публика хором отвечала "добром".
Слова сербских композиций интуитивно были понятны большинству. Песни "Практичная жена" и "Перспектива" импровизированные: и партер, и амфитеатр Белого Колодца хором подпевали на смеси русского и сербского. А после, покинув свои кресла и оставив пледы, зрители вальсировали под красивую "Романтику" и отбивали кадриль под соло аккордеона.
Сербы признавались со сцены в любви к России и получали обратный отклик в виде громких аплодисментов-одобрения.
Или заклинания La Dame Blanche, или магические ритмы Ганы, а, может, "рука Сатриани" тучи развела, но дождь в этот музыкальный вечер так и не пошел. После красочного светового шоу зрители разъехались по домам, пополнив свои плейлисты новыми музыкальными композициями.