В Клину исполнили "Иоланту" в авторской версии Юрия Башмета
На поляне перед руинами, оставшимися от усадьбы Демьяново в Клину, в четвертый раз прошла "Ночь Чайковского". Юрий Башмет, его оркестр "Новая Россия", камерный хор Московской консерватории и солисты Большого театра давали премьеру оперы "Иоланта" в авторской версии маэстро - знаменитые арии здесь перемежались дневниками Петра Ильича.
В роли композитора - популярный актер Петр Федоров, виртуозно справившийся с непростой драматической ролью. Его герой мечтает создать совершенную оперу, "от которой все плакать будут", но… То сомневается в своем даре, то не понимает, для кого писать - для людей или для Бога. В итоге выбирает - писать лишь для любви. Она больше всего.
Есть ли надежда у Демьянова на возрождение? Башмет уверен: нужно оживлять места, где бывал Петр Ильич
Но почему Юрий Башмет решил поставить именно "Иоланту"? Здесь сошлись все звезды. Во-первых, последнюю оперу Чайковский писал в Клину, где жил в своей усадьбе, а в Демьяново ходил к друзьям Танеевым. И не исключено, что на этой большой поляне, где установили сцену, "Иоланта" и рождалась. По крайней мере, маэстро Башмет почти в этом уверен: не мог Чайковский не творить здесь, потому что "гений всегда работает". Во-вторых, в этом году музей Чайковского в Клину отмечает сразу два больших юбилея - самого Петра Ильича, со дня рождения которого прошло 185 лет, и 175-летие его брата Модеста. Брат написал либретто к "Иоланте", он же - что немаловажно было этой ночью - захоронен здесь на кладбище Демьяновское, которое можно разглядеть со сцены. Даже удивительно, что "Иоланту" здесь не исполняли раньше.
Еще удивительнее, что еще раньше за нее не брался сам Башмет. Он, как известно, музыкантом стал из-за любви к Чайковскому. Теперь старается вернуть к жизни места, с которыми связано имя кумира. Вместе со своими оркестрами и друзьями - актерами и музыкантами - уже не первый год ездит "Путем Чайковского". И в Воткинск, где родился композитор, и в Алапаевск, где ребенком осознал свое призвание, и в Москву, и в Петербург… И все-таки начало всех начал проекта "Путем Чайковского" здесь, в Демьянове. И - ночью…
"Иоланта", кажется, и рождена, чтобы ее давали ночью. По сюжету (на основе пьесы датчанина Хенрика Херца) дочь прованского короля Рене слепа, но думает, что все вокруг живут во мраке, "а глаза даны, чтобы плакать". Как и положено в операх, увидеть свет ей поможет любовь. Задача режиссера спектакля Павла Сафонова была в том, чтоб ожидания прозревшей Иоланты не были обмануты. Подмостки засадили розами и маками, а спецподсветка так раскрасила руины, что Демьяново, если не сильно всматриваться, было и не отличить от какого-нибудь древнего прованского замка.
А звезды - Иоланта видит их в финале оперы - были сами по себе, усыпали, как по заказу, небо над Демьяновым. Им и пропели коленопреклоненную молитву герои оперы в сопровождении хора: "Слава тебе, Творец Вселенной!" Мощно. Волшебно. Вдохновенно.
"Мы хотели не только постичь тайну рождения этой гениальной оперы, но и срифмовать ее с нашим днем, которому, как нам кажется, не хватает чистоты и света. Мне кажется, у нас получилось", - поделился уже после премьеры Сафонов.
Что же исполнители? Кому доверили все эти знаменитые "Кто может сравниться с Матильдой моей" или "Нет! Чары ласк красы мятежной"? Юрий Башмет пригласил молодежь, объяснив это тем, что сегодня, несмотря на ночь в отношениях между Россией и Западом, молодые музыканты и исполнители продолжают побеждать на международных конкурсах, "где не могут ничего поделать против света русской культуры и наших талантов". Так что выбор солистов у маэстро тоже рифмуется с сюжетом оперы.
"Выходить в образе самих себя, а не в образе героев и героинь, в этот раз нам помогали костюмы. Не лосины с колетами, а обычные, я бы даже сказал, босяцкие наряды", - рассказал после премьеры тенор Игорь Онищенко из Молодежной оперной программы Большого театра. В этой "Иоланте" он исполнил арии Водемона - в этого героя и влюбилась слепая красавица. Иначе говоря, благодаря ему "необузданная волна молодости ворвалась в угрюмую обстановку, в которой жила Иоланта, и помогла ей понять, что все это время ее окружала ложь". Партии Иоланты остались за сопрано из той же молодежной программы Большого театра Валерией Терейковской, характерной и в то же время очень нежной певицей.
И все-таки. Зачем на самом деле проводили "Ночь Чайковского" в Демьяново? Услышать великую музыку в исполнении профессионалов зрители - а их неизменно собирается здесь не менее трех тысяч - могут и на других опен-эйрах, их сегодня в Подмосковье хватает. Ответ на поверхности: не дать знаменитой усадьбе окончательно зачахнуть. При свете дня здесь удручающее зрелище: развалины и борщевик кругом…
Есть ли надежда у Демьянова на возрождение? Башмет уверен: "У нас получается оживлять все места, где бывал Петр Ильич. В том же Алапаевске, куда проект "Путь Чайковского" добрался в прошлом году, обещают построить гостиницу. Где-то к усадьбам, в которых бывал композитор, проводят дорогу…" Выходит, все же побеждает свет?
Дословно
Юрий Башмет, дирижер:
- В этом году при поддержке президентского Фонда культурных инициатив мы продолжаем и сильно расширяем наш масштабный проект "Путь Чайковского". В год 185-летия Петра Ильича специальные концерты мы дадим в Тульской, Владимирской, Тамбовской областях, и, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. Уже 12 июля в Алапаевске впервые пройдет однодневный фестиваль - покажем уральцам мою авторскую версию оперы "Евгений Онегин" с участием Константина Хабенского и Ольги Литвиновой, которые будут читать отрывки из романа Пушкина, а замечательные оперные певцы и государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под моим управлением сыграют фрагменты из великой оперы.
Мы стараемся играть Чайковского в любом месте, где он бывал. Даже проездом. Недавно дали большой концерт на самарской площади Славы - на фоне Волги и красивых закатов. Единственное место, которое пока нам по всем понятным причинам недоступно - это вилла во Флоренции. Но я оптимист, верю, что великая музыка и великая любовь, которыми русский композитор Петр Ильич Чайковский продолжает делиться со всем миром, и здесь нам помогут.
Между тем
В день премьеры "Иоланты" в Демьяново в музее Чайковского в Клину отметил свой 35-летний юбилей премьер Большого театра Денис Родькин. Вместе с партнерами по главной сцене страны здесь, в двух шагах от усадьбы Чайковского, он станцевал все знаменитые партии из балетов Петра Ильича. Но сначала посадил в музейном парке сирень. Окапывая и поливая саженцы, танцовщик не без ностальгии вспомнил детство:
- У меня же дедушка был комбайнером, так что сельскохозяйственная карма у меня хорошая. И в деревне под Красноярском я всегда помогал дедушке с бабушкой по хозяйству, ездил на сенокос, заготавливал дрова, полол, окучивал и копал картошку, кормил птицу и знаю, что самое любимое их лакомство - это скорлупа от яиц. Я и в свинарнике помогал, и коров встречал-провожал, разве что не доил. Мне это все очень нравилось!"
- Откуда же тогда возник балет? - резонно спросили Родькина.
- Что-то вдруг щелкнуло в 14 лет, захотелось танцевать в белом трико! - честно ответил юбиляр. - А так-то я хотел быть машинистом, чтобы ездить к бабушке с дедушкой в деревню.
Свою невесту, приму Большого театра Элеонору Севенард, он уже возил по дорогим ему местам.
- Мы были и в тайге, и на Шушенской ГЭС…
- Так когда же свадьба?
- Ну, перед этим нужно хорошо отдохнуть, чтоб входить в это событие с радостью, а не из-за того, что "так надо".
Словом, среди саженцев сирени в этот день не обошлось без света и любви.
- Дух Иоланты теперь с нами навсегда, - не без надежды вздохнули в музее.