Павел Басинский: Жюри премии "Большая книга" предстоит сложный выбор
Прочитав восемь книг, вошедших в "короткий список" премии "Большая книга", я, с одной стороны, оценил мудрость членов экспертного совета, постаравшихся включить в финал все наличествующие жанры художественной прозы, а с другой - подумал, что большому жюри в этом году предстоит сложный выбор.
Трудно судить состязание, где соревнуются лыжники, фигуристы и легкоатлеты. Разве что по принципу, чей вид спорта кому из судей интересней и кто из спортсменов приятней как личность. Опять же судьи оказываются в щепетильной ситуации, когда на большой арене одновременно показывают результаты мастера спорта и юниоры.
В этом году "Большая книга" произвела внутреннюю революцию, разделив художественную литературу и нон-фикшен. Идея, казалось бы, правильная. Как можно сравнивать вымышленный роман, например, с биографией или филологическим исследованием? Но в результате ситуация еще более усложнилась.
Если раньше соревновались разные книги в любых жанрах по степени интереса, который они вызывали у членов жюри и общего представления, насколько та или иная книга заслуживает звания "Книга года", то сегодня критерий выбора мне вообще непонятен.
Очевидно, что экспертный совет исходил из желания дать зеленый свет всем жанрам. В результате в шорт-листе оказались три романа, два сборника рассказов, петербургская история о реставраторах, авто-фикшен музыкального критика и очерки о жизни горожанина в деревне.
Разобраться в этом букете даже не разных цветов, а разных видов растений весьма затруднительно.
У всех этих книг есть одно парадоксальное общее - "лица необщее выражение". Это замечательно. Однако, прочитав весь список, не могу уверенно сказать: да, вот это произведение заслуживает звания "Большой книги".
Начнем со сборника рассказов "Скоро Москва" молодой дебютантки Анны Шипиловой. Главное его достоинство - краткость в изложении сюжетов, на каждый из которых расходуется ровно столько слов, сколько он заслуживает. Чувствуется рука Школы писательского мастерства. Главный недостаток - сюжетное однообразие и ложный поколенческий посыл: не мы такие, а жизнь такая.
Эксперты "Большой книги" включили в финал все жанры художественной прозы
Тех, кто "ни страны, ни погоста" краше Питера не знает и знать не хочет, отсылаю к книге Анны Баснер "Парадокс Тесея". В ее основе - греческий миф о корабле, который, ежегодно отправляясь в плавание, ремонтировался, так что в конце концов все его части были заменены на новые. Остался ли он тем же кораблем? Для нас это философский парадокс, а для энтузиастов-реставраторов - смысл и цена всей жизни.
Роман Веры Богдановой "Семь способов засолки душ" собрал уже все возможные читательские бонусы во время его "посерийного" исполнения в сетевом аудиоформате. Это новый способ подачи и, будем откровенны, продажи произведения, который, несомненно, сработал и наверняка будет взят на вооружение другими писателями. Не буду корчить из себя сноба - это интересный и продуктивный способ выхода к читателю. Да и написан роман отлично, как все, что пишет Богданова. Прогнозирую ей приз читательских симпатий. Но свой - попридержу.
Фантастический роман Эдуарда Веркина "Сорока на виселице", уверен, будет одним из фаворитов на первый и единственный в этом году главный приз. Мне он показался занятным и изобретательным по замыслу, но как раз излишне многословным и явно не прошедшим горнило сурового и опытного редактора.
Роман Андрея Дмитриева "Ветер Трои" затягивает безупречной душевной интонацией
Книга очерков Ильи Кочергина "Запасный выход" прекрасна как исповедь уставшего от слишком пестрой сложности современной жизни мужчины, нашедшего душевную нишу в заботе о деревенском доме, о семье и о... лошади. Я бы сказал, это книга психотерапевтически полезная. Прочитать ее стоит тем, чье душевное состояние по каким-то причинам тоже "около нуля". При всей непритязательности в ней довольно мощный заряд душевной энергии.
Святочные рассказы Майи Кучерской "Случай в маскараде" чудесны и в переносном, и в прямом смысле слова, потому что повествуют о разных чудесах, которые еще случаются в нашей жизни. Но это скорее реверанс автора в собственное писательское прошлое. В начале нулевых годов Кучерская ярко заявила о себе подобными рассказами, составившими ее книгу "Современный патерик. Чтение для впавших в уныние".
Большой, в пятьсот страниц, текст Максима Семеляка "Средняя продолжительность жизни" трудно назвать романом, а пересказать его сюжет не получится, потому что сюжета как такового нет. Книга распадается на множество историй с разными персонажами, связанных и не связанных друг с другом. Написана она хлестко, местами с отличным юмором, и начинает читаться довольно бодро, но отсутствие в ней какой-либо внятной конструкции быстро начинает раздражать.
Мой личный фаворит в этом списке - Андрей Дмитриев с романом "Ветер Трои". Этого писателя я благодарно читаю с начала девяностых годов, а впервые публиковаться он начал с начала восьмидесятых. Сорокалетний стаж неторопливой, без оглядки на текущую конъюнктуру писательской работы (именно работы, а не конвейерного производства) дает свой результат. Мастерский роман о двух пожилых людях, которые прожили жизнь в невероятной любви друг к другу, почти как Ромео и Джульетта, ни разу не встречаясь на протяжении сорока лет. Роман, который затягивает безупречной душевной интонацией и отсутствием псевдохудожественного выпендрежа. Роман с финалом, после которого странно взрослеешь, хотя вроде бы уже поздно это делать...
Не знаю, большая ли это книга, но литература большая.
Кстати
Продолжается народное голосование XX сезона Национальной литературной премии "Большая книга". Читатели могут отдать свой голос за понравившуюся книгу на сайте. В список финалистов, за которых можно отдать свой голос, вошли 15 произведений в двух номинациях.
В номинации "Художественная проза":
"Парадокс Тесея" Анны Баснер"Семь способов засолки душ" Веры Богдановой"Сорока на виселице" Эдуарда Веркина"Ветер Трои" Андрея Дмитриева"Запасный выход" Ильи Кочергина"Случай в маскараде" Майи Кучерской"Средняя продолжительность жизни" Максима Семеляка"Скоро Москва" Анны Шипиловой
В номинации "Нон-фикшн":
"Халатная жизнь" Зои Богуславской"Девочка и тюрьма" Людмилы Вебер"Люди, которых нет на карте" Евфросинии Капустиной"Главная русская книга. О "Войне и мире" Л. Н. Толстого" Вячеслава Курицына"Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни" Елены Левкиевской"Ледяная тетрадь" Андрея Рубанова"Недрогнувшей рукой" Елены Холмогоровой
Народное голосование проходит уже в двадцатый раз. Но только в 2025 году оно стало отдельной номинацией - "Выбор читателей". Победители будут объявлены на церемонии награждения лауреатов премии в декабре 2025 года