Кто лучший Бендер: Миронов, Юрский или Гомиашвили?

Харизматичный шарлтан или талантливый предприниматель и певец свободы? Образ Остапа Бендера уже более 90 лет будоражит умы соотечественников. Герой сатирических романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев и «Золотой теленок не прост. В целом отрицательный персонаж, он, тем не менее, ловок и остроумен, внутренне свободен и независим, наконец, он невероятно обаятелен!

Кто лучший Бендер: Миронов, Юрский или Гомиашвили?
© Мир24

В кино этот образ воплотили несколько отечественных и зарубежных актеров. В трех наиболее известных экранизациях Остапа Бендера сыграли Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. В исполнении каждого из них «Великий Комбинатор очень разный и абсолютно неповторимый!

Смотрите художественный фильм «Золотой теленок с Сергеем Юрским в главной роли в субботу 19 июля в 13:55 на телеканале «МИР.

Сергей Юрский: элегантный ироничный романтик

Остап Бендер в исполнении Сергея Юрского в фильме Михаила Швейцера «Золотой теленок (1968 г.) это первое киновоплощение Великого Комбинатора. Добро на съемки не давали несколько лет, и фильм вышел на пике популярности романов Ильфа и Петрова, когда с Остапом Бендером были знакомы уже миллионы читателей!

Сергей Юрский ранее играл эту роль в капустнике, его очень вдохновлял яркий персонаж. Режиссер Михаил Швейцер сразу хотел снимать в роли Великого Комбинатора только Юрского. Но худсовет настоял на актерских пробах.

В них участвовали Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко, Владимир Высоцкий. Режиссер приглашал на пробы и грузинского актера Арчила Гомиашвили, который играл Остапа Бендера в тбилисском театре. Но тот не смог вырваться в Москву из-за занятости на сцене. В результате худсовет согласился с выбором режиссера и утвердил Сергея Юрского.

Актер рассказывал впоследствии: «До съемок я думал, что это один из самых любимых моих героев, что судьба мне просто фартит. Пробовал меня Швейцер 14 раз. Я уже замучился. Когда начали снимать, у меня был период отчаяния. И я стал вести дневник Остапа Бендера. Как бы он отнесся к той ситуации, к тому психологическому состоянию, в котором находился тогда я сам.

Это внутреннее состояние актера сквозит в его герое и делает экранный образ Бендера невероятно объемным, глубоким, разноплановым. Может быть, именно эти метания Юрского и сделали игру такой пронзительной, а его героя таким незабываемым.

Ключевым в этой роли актер считал артистический темперамент своего героя. Юрский объяснял, что играл его в манере танго танце страсти с драматическим финалом.

«Все дело в том, что Остап Бендер артист, говорил Юрский. И этот солист, исполняющий свою партию перед тремя зрителями, которые заведомо не смогут его понять перед Паниковским, Балагановым и Козлевичем, наслаждается тем, что некий идеальный зритель, может, его и понял бы, но пока нет, и Бог с ним. Он исполняет бескорыстно. Это вдобавок ко всем его комбинаторским делам. Он артистичен, а это значит бескорыстен.

Актер сумел передать не только обаяние и темперамент Остапа, но и его уязвимость, и способность на настоящие чувства любовь и дружбу. Герой Юрского это человек, который искренне восхищается жизнью. Это не циничный пройдоха, а элегантный, ироничный романтик, обладающий невероятной харизмой.

Арчил Гомиашвили: «Командовать парадом буду я!

Спустя всего три года после выхода первой киноленты про Остапа Бендера за экранизацию другого произведения Ильфа и Петрова взялся Леонид Гайдай. Его фильм «Двенадцать стульев с Арчилом Гомиашвили в главной роли вышел в 1971 году.

Гайдай устроил масштабный кастинг. Среди двадцати с лишним кандидатур были Валентин Гафт, Михаил Козаков, Владимир Высоцкий, Александр Ширвиндт, Олег Басилашвили, Алексей Баталов и Андрей Миронов. Но все, по мнению режиссера, было не то. И тогда ему подсказали, что в Грузии есть актер, который играет Остапа Бендера в спектакле.

Арчил Гомиашвили был приглашен на пробы и понравился Гайдаю. Правда, худсовет был против того, чтобы Остапа играл грузин. Но режиссер отмел эти протесты: сказал, что папа у героя был турецкоподданным, а мама вполне могла быть кем угодно, в том числе и грузинкой.

Бендер Гомиашвили получился намного более брутальным, чем герой в исполнении Юрского. Актер привнес в этот образ решительность, силу, находчивость. Поиск стульев с драгоценностями для его героя только повод для того, чтобы ощутить вкус жизни, остроту момента и действовать максимально напористо. В нем чувствуется страстное желание жить, притом в бешеном темпе, поскольку непонятно, что будет дальше. Это ощущение Арчил Гомиашвили хорошо знал: целых четыре раза за свою жизнь актер оказывался в тюрьме.

Грузинский национальный колорит также подчеркивал пламенный характер персонажа. Однако он же приводил и к раздорам на съемочной площадке. Самый яростный конфликт разгорелся из-за того, что Гайдай почти всю роль озвучил голосом другого актера. Арчил был возмущен, оскорблен и сказал режиссеру, что если бы знал, как будет происходить озвучивание, то не снимался бы в фильме. Гайдай ответил: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, то ни за что бы тебя не снимал. После этого они не разговаривали несколько лет.

Критики отмечали, что Бендер Гомиашвили получился более грубым, резким и страстным, в отличие от персонажа в исполнении Сергея Юрского.

Андрей Миронов: «О наслажденье скользить по краю!

Когда режиссер Марк Захаров взялся снимать новый фильм «Двенадцать стульев всего через пять лет после выхода первой киноверсии романа, Леонид Гайдай был оскорблен до глубины души. В том числе и потому, что на роль Остапа Бендера Захаров без всяких проб утвердил Андрея Миронова. Гайдаю было известно, что Миронов очень хотел сняться в роли Остапа, но все равно посчитал это предательством со стороны актера, которого он сам снимал до этого почти во всех своих фильмах.

У Захарова получилась яркая, талантливая четырехсерийная лента с блестящим актерским составом, репризами, песнями. Она сразу полюбилась зрителям! Режиссер был очень доволен работой актеров.

«Андрей Миронов феерический актер, вспоминал Марк Захаров. Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Юлия Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите я играю.

Андрей Миронов, между тем, очень серьезно подошел к своей задаче.

Он говорил: «По моему мнению, Остап Бендер не столь уж и веселый человек. Да, в Остапе много бесшабашности, даже детской радости и жажды приключений. В то же время в его характере, поступках постоянно ощущается какой-то драматизм, даже трагизм. Вдумайтесь: человек живет не в свою эпоху, не в своем обществе. Все его планы, титанические усилия, изобретательность направлены куда-то не туда; он даже сам не знает, куда именно.

Некоторые критики писали, что Миронов создал новый образ Остапа Бендера, Илья Ильф, от которого он перенял деловитость, мог бы гордиться подобным исполнением.

Были и негативные отзывы. Так, Гайдай считал фильм Марка Захарова «уголовным преступлением. Гомиашвили не понравилась подчеркнутая театральность Миронова, он даже обозвал актера паяцем.

Некоторые критики считали, что образ Бендера в исполнении Миронова лишен жизненной силы и энергии. Она подменяется эстрадной вертлявостью в музыкальных номерах и существованием под застывшей маской в остальное экранное время.

Так или иначе, фильм «Двенадцать стульев Марка Захарова прошел проверку временем и до сих пор остается одним из самых популярных отечественных фильмов XX века. Впрочем, время от времени в сети все же возрождаются яростные споры о том, кто из трех актеров Миронов, Гомиашвили или Юрский лучше воплотил образ Остапа Бендера.