"Жестокие игры" Алексея Арбузова в Центре драматургии и режиссуры
Если в случае с "Курьером" музыка не мешала основному действию, а, напротив, значительно усиливала его, становясь как бы дополнительной звуковой декорацией, то в "Жестоких играх" это получалось далеко не везде. Режиссер старалась выстроить красивые и яркие музыкальные номера. И это получилось, но в некоторых случаях музыка напрочь "забила" действие. Как все мы помним, "Жестокие игры" – это фактически две истории. Часть истории происходит в Москве, часть в Сибири. Так вот, "сибирская" часть, в которой музыка была сведена к минимуму – получилась отлично. Ярко, проникновенно, эмоционально. Режиссер тщательно проработала каждую мизансцену, каждое действие, в результате мы увидели мрачную, но чувственную и человеческую историю. Что же касается "московской" части пьесы, то тут Фаина Колоскова настолько увлеклась звуком, что на задний план ушла человеческая история, стали непонятны мотивации многих персонажей. В "Курьере" меня, в первую очередь, поражала внезапность музыки. Вроде бы обычное действие, ничто не предполагает звукового сопровождения, и вдруг – раз, и все поют!.. И отличный музыкальный номер. Поначалу даже непонятно, почему выбрана именно эта песня. Но номер заканчивается, и приходишь к выводу, что да, именно эта музыка и должна быть на этом месте. Здесь во многих сценах наоборот: музыка слишком логична, слишком ожидаема, режиссер слишком смаковала различные музыкальные пассажи, отчего саунда было много, а драмы не очень. (В "Курьере" все это сбалансировано). Вообще, режиссерская работа мне показалась попыткой ученицы скопировать работу мастера. Как будто Фаина Колоскова хотела сделать спектакль "под Панкова". В этом ничего плохого нет. Владимир Панков – выдающийся режиссер, у него есть чему поучиться. И копия получилась очень хорошая. Но все-таки это копия. Видно, что Фаина Колоскова – талантливый режиссер, и очень надеюсь увидеть в будущем спектакли в ее собственном стиле. Тем более, что он просматривается. На мой взгляд, достаточно большой ошибкой был выбор актрисы на роль Нелли (Регина Азгамова). Талантливая актриса, ее татарский танец был украшением спектакля. Но образ продуман очень странный. Перед нами классическая хабалка, достаточно наглая и бесцеремонная. И вот она попадает в квартиру трех московских мажоров, которые в том или ином виде в неё влюбляются. Почему? Из созданного образа – совершенно непонятно. Нужно было добавить мощной мотивации каждому персонажу. А так поступки трех друзей совершенно нелогичны. Тем более, что по статусу она им совершенно не ровня. Кстати, в "сибирских" сценах та же Регина Азгамова выглядела вполне органично. Там "хабалистость" героини куда-то ушла. Мы просто видели несчастную, ищущую, влюбленную, самоотверженную девушку. Ее конфликт с геологом Машей (Ирина Кругман) был по-настоящему человеческим, понятным, близким каждому. Так что над образом Нелли, наверное, стоит еще немного поработать, тем более что Регина Азгамова – хорошая актриса. Перед спектаклем режиссер предупреждала, что для многих актеров это дебют в больших ролях. И ребята отлично справились. Александр Недомолкин, Юрий Курнаков, Камиль Юсипов – молодцы. Очень тонко ухватили нерв мажоров начала 70-х. А три великолепных ангела: Анастасия Семёнова, Полина и Галина Медведевы?.. Интересные образы, как визуальные, так и звуковые. Сцена, когда все три ангела начинают рыдать вместо грудного ребёнка – великолепна. Отличная режиссерская находка. В целом, несмотря на недостатки – спектакль интересный. Я бы рекомендовал его смотреть в связке с "Курьером". Тогда картина станет более полной. Удачи Фаине Колосковой. И до встречи в Центре драматургии и режиссуры.