Как Рустем Абязов был рокером и слушал Тухманова с Pink Floyd

Национальная библиотека Татарстана перезапустила проект "Одна пластинка в неделю"

Как Рустем Абязов был рокером и слушал Тухманова с Pink Floyd
© Реальное время

В Казани перезапустили проект "Одна пластинка в неделю": теперь Национальная библиотека РТ приглашает специального гостя, который рассказывает про значимую для него музыкальную запись. Директор, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов решил рассказать про пластинку, которую слушал в старших классах школы. Это революционная запись "По волнам моей памяти" Давида Тухманова.

"Это была революция"

— У вас наверняка возник вопрос, почему я, классический музыкант, выбрал вдруг пластинку советской эстрады, — обратился Абязов к слушателям. — Тому есть прямое объяснение. Я учился в специальной музыкальной школе. Наверное, это был 9—10 класс. Мы изучали академическую музыку. Но и слушали записи, которые удавалось найти. У меня был катушечный магнитофон, я слушал The Beatles, Yes, появился Меркьюри со своим ансамблем. Мы старались не отставать от жизни, слушали современную музыку. Но меньше всего мы слушали советскую эстраду.

А потом появилась пластинка Тухманова — "это была революция". Стихи великих поэтов, до уровня которых была поднята музыка. Рустем Абязов с трудом нашел эту пластинку, настолько велик был ажиотаж. И на проигрывателе "Аккорд", который скорее портил винил, послушал альбом со своим главным другом Олегом Сакмаровым, будущей легендой питерского рока, игравшим с группами "Аквариум", "Наутилус Помпилиус", "Ю-Питер". Правда, перед этим, напомнил Абязов, Сакмаров поехал учиться в Ленинградскую консерваторию, где написал диссертацию, но решил ее не защищать.

Друзья пришли в полный восторг. Можно сказать, что "По волне моей памяти" — это первая советская рок-пластинка. Тухманов называл эту музыку "арт-роком". Песни перетекают одна в другую, превращаясь из набора композиций в сюиту.

Как Абязов задвинул "Сайяр"

Абязов с Сакмаровым сами играли в рок-группе, вернее, ВИА под названием "Диез".

— Два года мы серьезно звучали по городу, выступали. Довели нашего директора до предынфарктного состояния, — вспоминал маэстро. — Он прятался от меня в коридоре, чтобы я не попросил еще чего-то нам купить.

Однажды "Диез" отправился наобум на конкурс ВИА. Выяснилось, что по условиям они не подходят, но группе дали сыграть. После песен "Тишина" "Ариэля" и "Добрый вечер, девчоночка" "Песняров" музыкантам разрешили сыграть на гала-концерте. Попали в предпоследний слот, где, помимо белорусского хита, сыграли свой "Чарльстон", а для выхода на сцену одноклассницы сшили им костюмы из синего вельвета. По словам Абязова, собственная песня прозвучала настолько круто, что хедлайнерам, ВИА "Сайяр", пришлось после выхода отключить инструменты и дать "Диезу" выступить на бис.

Великие стихи на великую музыку

Тухманову в 1976-м было 36 лет. К тому времени он уже написал такие песни, как "Последняя электричка", "Мой адрес — Советский Союз" и "День Победы". Еще в 1972-м он выпустил авторский диск "Как прекрасен мир", в котором попробовал записать рок-исполнителей, вдохновляясь "битловским" Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Идеи эти он развил на новой пластинке. Здесь на гитаре пилил "советский Хендрикс" Борис Пивоваров, а среди вокалистов был индиец из джаз-рокового "Арсенала" Мехрдад Бади и будущий отец русского регги Александр Барыкин.

Стихи для пластинки "По волне моей памяти" (Волошин, Сапфо, Бодлер, Шелли, Гильен, Верлен, Гете, Ахматова, Мицкевич, а также сочинения вагантов) подбирала жена Тухманова — поэтесса Татьяна Сашко. Абязов вспомнил, что второй раз этот диск ему пришлось искать по просьбе учительницы литературы из его школы.

— Представьте такое в Советском Союзе, где мы привыкли к "квадратно-гнездовым" песням, — добавил Абязов. — Хотя я к советским песням хорошо отношусь, красивее никто ничего не сочинял. Но это были именно песни. А тут — такая музыка, на такие стихи, с такой манерой исполнения!

Прошли годы, дирижер забыл о пластинке. Потом, к слову, вышел мюзикл от канала СТС ("отвратительный", по словам спикера). А Абязов нашел компакт-диск с альбомом — и теперь слушает его в машине.

— Это выдающееся явление арт-рока, — оценил запись маэстро. — Это уровень Pink Floyd — это, к слову, моя любимая группа.

Между прочим, советское занимает много места у Абязова. В буквальном смысле — у него в загородном доме есть "Музей советского хлама", он же "Музей ностальгии по великой стране". Начался он с подарка барда Дмитрия Бикчентаева, который, проживая в Марий Эл, периодически снабжает Рустема Юнусовича новыми экспонатами. Собственно, попасть в музей также можно, подарив что-то "куратору".

Библиотека же намерена продолжить проект с пластинками, приглашая не только классических музыкантов, но и молодых казанских поп-звезд.