Аня Чиповская сыграла роковых и деревенских женщин, грубых мужчин и силу судьбы
Перед спектаклем кажется, что за красивым кремовым занавесом не во всю сцену скрывается нечто вроде балаганчика. Но там оказывается высокая стена со штырями, по которым перемещается главный герой.
Он, Митя, с самого начала действия, уже влюблен и парит в облаках, причем здесь это не метафора. На землю, то есть на сцену, герой до финала ни разу не опустится, тогда как предмет его обожания Катя стоит на ней очень прочно.
"Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин", - описывает девушка свою прогулку с Митей, выделяя голосом глагол "высился" и глядя на молодого человека снизу вверх: влюбленного она приравнивает к поэту.

Что это? Это - "Митина любовь", премьера спектакля одного из ведущих российских режиссеров Владислава Наставшева, представленная театральной компанией ENTRACTE. Ученик Льва Додина обращается к повести Ивана Бунина уже в третий раз. И режиссеру в ней важна не только несчастная юношеская первая любовь, закончившаяся трагедией, но и сама тема театра.
В спектакле всего два актера. Андрей Мартынов играет главного героя, а Аня Чиповская - не только Катю, но и всех остальных персонажей, и даже говорит за автора. Что вполне резонно: Мите возлюбленная заменяет весь мир, и потому у всех окружающих Катины лица - будь то его собственная мать или разбитной деревенский староста.
Герой - почти мальчик, взлохмаченный, наивный и обаятельный. От любовного счастья он переходит к мучительной ревности и плотскому томлению. Все эти чувства так сильны, что он - как будто в невесомости. Актер передает это пластикой: иногда он даже зависает вниз головой, и так умело, что это не похоже на акробатический этюд.

И все-таки Митя, который никак не может спуститься на землю и тщетно тянет руки к возлюбленной или еще каким-то женщинам, здесь выглядит привязанным к своей ширме игрушечным паяцем в руках кукловода - судьбы.
Совсем другое дело - очень независимые персонажи Ани Чиповской.
Сначала она появляется в роли студийки Художественного театра Кати в очень театральном фиолетовом платье до пят с летящей-развивающейся юбкой. Героиня кажется то наивной дурочкой с высоким голоском, то умудренной жизнью особой. Какая она на самом деле, трудно сказать: Катя изменчива, непостоянна, как природная стихия. Неясно даже, действительно ли она отвечает Мите взаимностью или морочит ему голову.
Ближе к середине действия героиня переодевается в свободное огненно-красное платье, и в облике безумно красивой актрисы чудится уже что-то инфернальное. Но и дальше - удивительные метаморфозы: Чиповская подтыкает юбку, перевязывает волосы в пучок погрубее, и вот она уже не утонченная барышня, а служанка, моющая полы в деревенском имении Митиной матери. А потом достала чуть не из ведра с водой вязание, лицо сосредоточено - и перед нами строгая и любящая сына хозяйка дома.
Но еще интереснее - как Анна Чиповская играет диалог деревенского старосты и замужней девки Аленки. Сперва говорит мужик с хитрым прищуром и соломинкой в зубах - сидя на стуле, широко раздвинув ноги. Тут же актриса соскочила на пол - и уже на земле на коленях молодая бабенка зазывно и игриво растягивает слова.
И Аленка, и Катя очень ненадолго оказываются на стене рядом с Митей. Воспаряют - видимо, только в его воображении. Зато в эти минуты герои похожи на летящих над городом влюбленных с картины Шагала.
Спектакль поэтичен. Бунинские описания природы в репликах героев нескучны. Актеры исполняют песни на стихи Бальмонта, Блока и других поэтов. Композитором, художником и автором инсценировки выступил сам Наставшев. Над музыкальным оформлением он работал с Иваном Лубенниковым, а над сценическим - с Валерией Барсуковой.
Минимализм декораций разбавляют то солнечные зайчики, которые пускает Катя, то очаровательный игрушечный заводной паровозик в сцене отъезда Мити в деревню, то просто блики пятен золотой краски на краях стены.

Поэзию сменяет проза жизни. Измученный своими плотскими мечтами Митя изменил с Аленкой своему божеству - и стало ясно: падшему ангелу теперь недолго оставаться у себя на небесах. В порыве страсти женщина сорвала со стены чуть не все штыри, служившие ему опорой.
Пистолет на сцену принесла Катя. Героя добьет ее письмо: уезжает с другим и просит про нее забыть. Почти такими же словами говорила чеховская Нина Заречная - в "Чайке" обожающий ее Треплев покончил с собой точно так же, как Митя. А фразы о служении искусству, для которого она готова всем пожертвовать, напоминают чеховскую Катю Туркину из "Ионыча".
На Митиной стене есть несколько обрывков скотча с говорящей надписью "fragile", то есть "хрупкое". Это про чувство, про его юношескую неокрепшую психику. Он выстрелит в себя и рухнет вниз - а Катя, всхлипнув коротко, продолжит свой лихой финальный танец. В этом ее танце - жизнь, какая она есть: конечно, ужаснется смерти юноши, но - что поделать - упорхнет куда-то вдаль без Мити.