Специальные показы «Сентиментальной ценности» пройдут завтра в 20 городах, в понедельник — в Москве, во вторник — в Петербурге. С четверга фильм в широком прокате. Главная героиня Нора — успешная театральная актриса. После похорон матери она встречает отца, известного норвежского режиссера, который много лет не общался ни с Норой, ни с ее сестрой. Он предлагает сыграть главную роль в его новом фильме, ведь он писал ее специально для дочки. «Мы не будем работать вместе, папа. Мы и поговорить-то не можем», — отвечает она. Весь фильм — история долгого пути девушки — от полной расколотости к ощущению себя цельной личностью и к возобновлению общения с отцом. На этом пути встречаются много тех самых сентиментальных ценностей: воспоминаний, предметов, людей. При этом фильм предлагает не только грустить, но и смеяться, не отворачиваясь от настоящей сложности жизни, говорит кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» Егор Москвитин:
Егор Москвитин кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» «Это действительно наследование Ингмару Бергману. У него есть фильм «Осенняя соната», в котором две сестры мучаются под гнетом деспотичной матери-пианистки. Теперь мы наблюдаем за двумя сестрами, которые мучаются после воссоединения со своим отцом-режиссером. Но из этого классического, принадлежащего к монументальному искусству сюжета режиссер вдруг выходит на территорию абсолютной нежности, милосердия, мягкости, теплоты, даже иронии. В этом смысле мы впервые видим образец позитивного разрешения конфликта, который гнетет все семьи на протяжении всех времен. То есть Триер предлагает нам новый, более здоровый сценарий проживания наших семейных трагедий. Другая особенность фильма — то, как он сделан, сыгран, снят. Как он продуман. Это очень живые, естественные переходы от трагедии к комедии, от надрывного существования в кадре к легкому порханию по кадру».
У «Сентиментальной ценности» — сильный актерский состав. В главной роли — Рената Реинсве, с ней Триер ранее работал над фильмом «Худший человек на свете». Отца блестяще сыграл известный шведский актер Стеллан Скарсгард. Эль Фаннинг здесь кинозвезда, которую отец зовет на главную роль вместо дочери.
Коллеги по цеху приняли «Сентиментальную ценность» очень тепло — после показа в Каннах режиссеру аплодировали почти 20 минут, вспоминает кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» Ксения Балюк, которая была на фестивале:
Ксения Балюк кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» «Это терапевтический фильм. «Сентиментальная ценность» действительно затрагивает глубоко личные, универсальные и даже немного болезненные темы. Зритель не просто наблюдает за историей, а переживает собственный эмоциональный опыт, сопереживая героям. Несмотря на довольно-таки печальный сюжет, фильм после просмотра оставляет чувство светлой грусти и надежды. Триер показывает, что даже самая нарушенная связь может быть исцелена нежностью. И тот факт, что Триер, как и его герой, является отцом двух дочерей, делает фильм крайне личностным. Зрители чувствуют эту искренность. Вообще тема киношной семьи, отсылка к Бергману и размышления о цене гениальности — те темы, которые идеально резонируют с аудиторией Каннского кинофестиваля. Узнать себя в героях «Сентиментальной ценности» довольно просто, потому что фильм исследует универсальные семейные драмы, конфликты. То есть здесь уже, независимо от профессии, можно увидеть в истории отголоски собственных отношений с семьей».
«Сентиментальная ценность» номинирована на «Оскар» от Норвегии. По мнению экспертов, ее шансы высоки. Во-первых, каннский триумф. Во-вторых, универсальная тема. Наконец, картину выпускает студия Neon, у которой большой опыт в продвижении фестивальных фильмов на американских премиях.