«Счастья – всем! Даром!». В Москонцерте прошла премьера по мотивам братьев Стругацких

19 и 20 ноября в киноконцертном зале «Эльдар идут премьерные показы фантастической мелодрамы в двух актах «Зона отчуждения. В эксклюзивном интервью MIR24.TV автор сценария и режиссер-постановщик Мария Тихонова рассказала о творческом процессе и параллелях фантастики с реальностью.

«Счастья – всем! Даром!». В Москонцерте прошла премьера по мотивам братьев Стругацких
© Мир24

На Ленинском проспекте кипит культурная жизнь. Ровно 20 лет назад в помещении бывшего кинотеатра «Казахстан после реконструкции разместился центр, названный в честь выдающегося режиссера Эльдара Рязанова, который принимал непосредственное участие в создании пространства. Сейчас его скульптурное изображение авторства Зураба Церетели встречает зрителей у входа в самый большой зал.

Билетов на спектакль с интригующим названием «Зона отчуждения уже не осталось. Среди зрителей много молодежи. Постановка ослепительна и оглушительна в прямом смысле слова. Много красного света, подчеркивающего напряжение, и синего как связь с таинственной Зоной. Туманная дымка в начале настоящий 4D-эффект. Музыкальный план своеобразен: в один из кульминационных моментов среди версий отечественных рок-хитов вдруг прозвучала видоизмененная, но очень узнаваемая тема «O Fortuna из кантаты Карла Орфа «Carmina Burana.

В пьесе помимо лирической линии можно уловить узнаваемые аллюзии на события последних лет. И поголовная вакцинация (не от ковида, конечно, а для обретения счастья), и разоблачение мелких личных интересов, спрятанных за красивыми словами о всеобщем благе. И подтверждение истины о добрых намерениях куда на самом деле они ведут.

Фантастика самый свободный жанр в плане выражения мыслей, но для театра не вполне удобен технически. Какие задачи стояли перед творческим коллективом? Автор сценария и режиссер-постановщик, которую после премьеры окружили благодарные зрители, согласилась ответить на несколько вопросов.

Мария, расскажите, пожалуйста, когда и как вам пришла идея взять довольно сложное произведение братьев Стругацких за основу сценического действия?

Мария Тихонова, главный режиссер Москонцерта: Несколько лет назад я делала эскиз по «Пикнику на обочине, когда еще не было запрета на авторские права. Я очень люблю творчество Стругацких, Лукьяненко и отечественную фантастику в целом. Хотелось всегда в русском театре заниматься фантастическим реализмом. Это мое направление, мне оно нравится. В моих постановках всегда, даже в жанре реализма, присутствует что-то необычное, обязательно есть внутри какой-то перевертыш в сюжете. Если говорить о состоявшейся премьере, то осуществилось желание сделать спектакль именно по мотивам Стругацких, тем более сейчас завершается юбилейный для Аркадия Натановича год.

Поэтому «Зона отчуждения сценический оммаж авторам, которых можно назвать отцами почти всей современной русскоязычной фантастики. Это же не просто футуристические зарисовки, а настоящая философия, постигающая человеческую душу, что чрезвычайно важно. И мне кажется, в наше время необходимо изучать человека и его чувства, говорить о них. Ведь многое из фантастических произведений стало реальностью. Писатели предвосхитили развитие технологий, и они все глубже проникают в повседневную реальность. Авторы предупреждали еще много лет назад, куда подобный путь может завести человечество. И как раз сейчас очень актуально вновь затронуть вопрос о проявляемых и скрытых эмоциях, а также о культивируемом окружающей медиасредой желании «больше, выше, богаче.

Сколько времени потребовалось на подготовку премьеры?

Мария Тихонова: Сценарий я писала, наверное, около полутора месяцев. У меня быстро и легко в этот раз работалось с материалом. Репетиции заняли примерно столько же. Производство декораций где-то месяц. Итого три с половиной или четыре месяца.

Несколько сжатые сроки для такого масштабного спектакля, не так ли?

Мария Тихонова: Мы привыкли в Москонцерте оперативно выпускать спектакли и брать на себя сложные вызовы. Допустим, иммерсивный спектакль «Две жизни Рахманинова, поставленный в Петровском путевом дворце, тоже относительно быстро родился. Тогда мы несколько дольше разбирали материал его было очень мало. А сейчас фактуры оказалось гораздо больше.

Насколько комфортно работать в пространстве киноконцертного зала театральному коллективу?

Мария Тихонова: Ранее мы делали здесь концертные программы, а спектакль поставили впервые. Пространство непростое, скажем так. С одной стороны, оно очень легкое в быту, удивительно энергетически наполнено, много мест для репетиций, потрясающее с точки зрения логистики создано именно для того, чтобы режиссеру было удобно работать. Однако есть сложности с кулисами, так как это бывший кинотеатр. Да, кулисы очень узкие, поэтому творческое решение художника Александры Тончевой пришлось сократить и создать за счет мобильных декораций порталов, иллюзию дополнительного пространства. На закулисье практически места не хватило.

И несколько слов о музыкальной составляющей, потому что сочетать русский рок и Карла Орфа достаточно смело.

Мария Тихонова: Музыкальное оформление сборное, в основном обработки. Много рок-музыки отечественных групп. Есть несколько авторских моментов, написанных Сергеем Пантыкиным. Одним словом, плотно проработанный саунд-дизайн. Я очень долго выбирала музыкальный материал, который бы подошел под драматургию и сочетался между собой.

Есть ли среди труппы Москонцерта актеры, специально приглашенные для участия в спектакле?

Мария Тихонова: На данный момент мы пригласили Валерия Панкова, артиста театра и кино. На премьере роль доктора Берга сыграл Эдриан-Роман Бернада, а в Редрика перевоплотился Денис Авхаренко. И еще на роль Нины Вольфрам приглашена Джулия Аммади, замечательная молодая актриса. Она тоже была на сцене.

Любителей фантастического жанра и русского рока, кто не успел приобрести билеты в ноябре, ждут на спектаклях 11 и 12 февраля, чтобы выяснить а так ли надо оно всем, это счастье, когда его пытаются сделать принудительным?

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры.