Евгений Цыганов сыграл рок-концерт под девятью тысячами звезд
Московский планетарий в последнее время креативит не на шутку, только недавно здесь возродили "Научный звездный театр" и дали большую "полнокупольную" премьеру спектакля "Коперник", как вот уже новый звездный слот - концерты отечественных музыкантов и актеров под тем же самым куполом.
Первыми "в космос вышли" Евгений Цыганов и его рок-группа "МЕ4ТА". У Цыганова миллион поклонников - не берусь и сосчитать поклонниц, но его, пожалуй, больше знают по театру - он один из самых ярких актеров "Мастерской Петра Фоменко". Еще больше помнят - по кино и сериалам… Но еще, как выяснилось, он же - рок-музыкант.
Что еще необычного в этом концерте? Под каждую композицию художники планетария создали оригинальный видео-арт, уносящий зрителей то на улицы столицы, то аж в Нижний Тагил… То, разумеется, - к галактикам, дальним и близким. После концерта мы расспросили Евгения Цыганова - о звездах, музыке и мечтах.
Евгений, крутая идея - дать концерт в Планетарии…
Евгений Цыганов: В Театре кукол, где я играю спектакль "Я - Сергей Образцов", мы познакомились с продюсером Ирой Мельниковой, и она мне предложила сделать что-то интересное в планетарии. Ставить спектакль я не стал - это задача не из простых, а вот играть музыку можно вполне. Тем более, что репертуар группы "Ме4та" для этого, на мой взгляд, вполне подходит. Нас поддержали потрясающие художники планетария, они послушали наши песни, полюбили их и стали рисовать "полнокупольный" видео-арт. Концерт готовился более двух месяцев активной совместной работы. В итоге - просто космос! Но, к слову, спектакль в планетарии все-таки поставили и без моего участия. Он называется "Коперник", и я собираюсь добраться до него с детьми в самое ближайшее время.

Во время концерта вы пошутили - что теперь вам осталось сыграть только в соседнем зоопарке…
Евгений Цыганов: Мы много где играли уже. И в том же театре Образцова, и в моем родном театре "Мастерская Петра Фоменко". Играли под открытом небом - под Улан-Удэ, например, где сцена была установлена посреди красивенных холмов, и на этих холмах как в амфитеатре сидели люди! Когда-то мы играли и в ДК в Суздале, где к нам пришли и старики, и дети. По-моему, других рок концертов этот Дом культуры никогда и не видел. Это было незабываемо.
Мы не ставим перед собой цель заработать "чесом", нам хочется, чтобы каждый концерт был впечатлением для нас самих, и хочется запоминать в том числе пространство, в котором мы играем. Поэтому мы здесь.

А следующие наши концерты пройдут в Центре Зотов, Центральном доме литераторов и в доме писателей Переделкино - тоже не самые привычные площадки для рок-концерта, согласитесь.
Подарок зрителю и планетарию - ваша песня "Звезды далекие" на стихи поэта-романтика позапрошлого века Константина Фофанова. Почему про звезды - понятно. Но при чем тут Фофанов, грустный поэт, забытый, кажется, даже филологами?
Евгений Цыганов: Очень хотелось, чтобы в планетарии прозвучало что-то про звезды из русской поэзии. Я некоторое время выбирал между стихотворением "Звезды далекие" Сергея Есенина и стихотворением Константина Фофанова "Звезды ясные, звезды прекрасные". А в итоге они сплелись в нашей песне. И, кстати, оказалось, что стихотворение Фофанова написано в декабре 1875 года - то есть в этом месяце ему 150 лет. Звезды, как говорится, сошлись.
Отдельное спасибо от меня - за песню на стихи "Петербургским корешам" Бориса Рыжего - "Дождь в Нижнем Тагиле / Лучше лежать в могиле…". Несмотря на мрачный посыл, песня унесла меня в космос моего детства, прошедшего в Нижнем Тагиле.

Евгений Цыганов: Я был не так давно в Нижнем Тагиле на гастролях. И уезжал оттуда переполненный впечатлениями. Особенно запомнился Старый Демидовский завод - железная дорога, которая ведет в никуда, в белые березки, огромные цеха с дырами на крышах, сквозь которые видны облака, колонны и фермы с клепаными соединениями, напоминающими большой церковный купол, только весь железный, ржавый… После мне рассказали, что Женя Миронов в этом пространстве проводил со студентами целый фестиваль театральный. Значит и его впечатлило это место.
Вообще интересная тенденция: спектакли сегодня стали выходить за пределы театра. Мы вот не так давно с Музеем Бродского на обычной парковке торгового центра в Москве выпустили спектакль "Всё тут" - и должен вам сказать, что на театральных подмостках эту атмосферу трудно было бы воссоздать…
В вашем музыкальном репертуаре - песни не только на стихи Рыжего, но и Бродского, Дриза… А много ли у вас песен на свои тексты - и когда вы успеваете их писать?
Евгений Цыганов: Ну, знаете ли, мне 46 лет - из них 30 я играю в разных рок-группах. За это время, наверное, можно было написать десяток-другой песен. Так что большая часть того, что мы исполнили в планетарии, мои песни. Даже скорее наши - часто они рождаются в процессе репетиций. Но взаимодействие с текстами любимых авторов для меня важно.
С удивлением узнал, что ваша первая группа называлась "Apage, Satanas!" (что можно перевести как "изыди, сатана!"), и в ней играл известный ныне священник Георгий Максимов…
Евгений Цыганов: Это называется school band - собираются одноклассники и играют, что хотят. Мы учились тогда в Московской международной киношколе, были полными раздолбаями, и играли довольно мрачный арт-рок на иногда самодельных инструментах. Барабанщик, например, играл на каких-то коробках, так как о барабанной установке мы даже не мечтали. А у меня и вовсе была убитая ленинградская акустическая гитара. Собственно, как раз Юра Максимов меня и позвал в группу. Сам он играл на электрооргане, который мы все время таскали в метро с одной музыкальной базы на другую. А сегодня Юра - уважаемый священник, отец Георгий, писатель-фантаст, миссионер, удивительно разносторонний человек

Но для вас музыка не осталась просто школьным увлечением…
Евгений Цыганов: Могло все и закончиться - но не закончилось, и сейчас меня часто спрашивают: "Зачем тебе это нужно?". Четкого ответа у меня нет, но могу сказать, что вместе с названием "МЕ4ТА" вопросов стало меньше.
А какая музыка на вас особенно повлияла?
Евгений Цыганов: Ну, в детстве у родителей был на пластинках весь Высоцкий. Потом было увлечение Майком Науменко и Гребенщиковым (признан Минюстом РФ иностранным агентом). Потом группа "Ноль" и "Аукцыон"… А в 1995-м, когда мне было 16, я приехал в Петербург и открыл для себя питерскую новую волну - "Текила Джаз", "Кирпичи", "Колыбель", "Химера" "Джан Ку" - и это здорово перевернуло мое представление о музыке. Ну это что касается русского рока. Понятно, что я слушаю много разной музыки, но то, что мы делаем в "МЕ4ТЕ", имеет больше вот такие корни. И так получилось, что парни, с которыми я сейчас играю, выросли тоже на этой музыке - поэтому мы неплохо понимаем друг друга.
С Андреем мы играли еще в группе "Гренки" 25 лет назад, с Мишей и Антоном в группе "Pokaprët", которая просуществовала с 2015 по 22-й год, и недавно к нам присоединился прекрасный виолончелист Илья Рубинштейн - мы с ним тоже знакомы еще с конца 90-х. Надо сказать, рок музыка - не самая востребованная культура в России, у нас популярны шансон и его производные. Так что, если бы я хотел сделать музыкальную карьеру и зарабатывать этим деньги, я бы пел шансон или попсу. Но нам с парнями повезло, мы играем для себя и - то, что нам нравится. Нам в нашей компании интересно и хорошо. И зрителям, судя по всему, тоже.
Не могу не спросить: о чем же сегодня "ме4тает" Евгений Цыганов?
Евгений Цыганов: Раньше я не любил этот вопрос, но сегодня, в контексте нашего разговора, могу сказать - я мечтаю, чтобы у меня всегда была возможность делать то, что хочу. А высшее счастье, наверное, это когда то, что ты делаешь честно, вдруг становится интересным и важным для других. Есть и другие мечты, но о них, видимо, уже в следующем интервью.