Нижегородская классика: улица Большая Покровская
Дом профсоюзов Верхнепосадские торговые палаты Дом Кулибина Дома-близнецы Дом Свердлова Театральная площадь Окружной суд Здание Дворянского собрания Доходный дом Пальцевых Государственный банк Дом офицеров Учебный корпус ННГУ им. Н.И. Лобачевского Кукольный театр Художественные промыслы Дом связи Лето пришло, когда надежда на него почти утонула на улице Алексеевской. Толпы бледных нижегородцев высыпали на центральные улицы получить законную дозу ультрафиолета. Редакция «В городе N» предлагает придать хаотичным блужданиям осмысленности и приглашает на экскурсию по главной пешеходной улице Нижнего Большой Покровской. Преололеть предстоит 2232 метра, из них чуть больше половины — пешеходная зона. Следовательно, совместим приятное с полезным: интересную информацию с моционом и таким желанным загаром. Центральная улица Нижнего Новгорода начала формироваться в XVII веке и тогда называлась Большой Никольской. В 1824 году у церкви Покрова Пресвятой Богородицы возвели колокольню, тогда же улицу переименовали в Большую Покровскую. Обиходное название Покровка закрепилось уже в XIX столетии. Когда в конце XVIII начале XIX веков на улице стали возводить каменные постройки (княжеские и генеральские усадьбы), Покровка неофициально стала именоваться «дворянской». Разумеется, этот эпитет был организованно «забыт» в 1917 году. С 1918 по 1992 годы улица носила имя Свердлова, в народе - Свердловка. За рекламными растяжками и кричащими вывесками притаился настоящий музей под открытым небом. Восставший из пламени Ближе к площади Минина и Пожарского эффектный Дворец труда или Дом профсоюзов (архитектор В.П. Цейдлер, французское барокко). Свой сегодняшний облик здание обрело в 1899 году, когда его отреставрировали после пожара. Первый же вариант трехэтажного каменного дома был построен в 1854 году по заказу Петра Егоровича Бугрова. На первом этаже дома располагались торговые лавки, второй образцовому старообрядцу пришлось отдать под городской театр. В 1894 году логика восторжествовала, и внук основателя хлебной династии Николай Бугров выкупил дом деда для передачи его в дар Городской Думе. Подарок «вручался» при следующих условиях: не размещать в доме театр или заведение по продаже спиртных напитков, доходы от дома должны были поступать в специальный фонд для последующей раздачи бедноте по усмотрению городской управы. Еще 200 тысяч рублей нижегородский благодетель пожертвовал на строительство нового театра в центре Большой Покровской. В 1919 в бывшем уже на тот момент здании Городской Думы обосновались профсоюзные органы молодой советской страны — отсюда и название-оксюморон «Дворец труда». Сейчас здесь работает областной суд. Известное каждому уважающему себя нижегородцу полотно «Воззвание Минина», располагалось в стенах дома №1 по Большой Покровской с 1908 по 1972 год. Сейчас познакомиться с картиной Константина Маковского приглашает Нижегородский художественный музей. Детективный сюжет Напротив бывшего Дома профсоюзов — длинный розовый фасад «дома-сундука» №2 (архитекторы И.Е Ефимов и А.Л. Леер), типичный для провинциальных городов рубежа XVIII–XIX веков. В некогда Верхнепосадских торговых палатах сейчас ютятся многочисленные кафе, магазины и выставочный комплекс, а с 1904 до 1923 года в левом крыле здания работала городская публичная библиотека. Сегодня об этом напоминают надпись на портике дома и три бюста русских писателей. Держу пари, вы поражены открытием. Мини-тест: кого устроители библиотеки назначили столпами русской литературы? Правильный ответ: Александра Пушкина, Льва Толстого и Федора Достоевского. Но ими литературная биография дома №2 не ограничивается. Весной 1906 года здесь при загадочных обстоятельствах была убита хозяйка дорогого магазина (из портативного приемника для фоновой музыки раздается леденящая кровь композиция). Преступление осталось нераскрытым, зато было описано в романе Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Не хлебом единым... Дом №3 по Большой Покровской строился как доходный. На первом этаже торговые помещения, например, полотняный магазин М.А.Скворцова, в подвалах находился винный погреб, а помещения второго и третьего этажей занимали различные конторы. Декор фасадов был призван демонстрировать богатство домовладельцев – братьев Фроловых. По необъяснимой традиции на первом этаже особняка с начала ХХ века размещают рыбные магазины. В классическом особняке с колоннами (архитектор Я.А. Ананьин, ученик Франческо Бартоломео Растрелли) по приглашению нижегородского купца Михаила Костромина жил умелец Иван Петрович Кулибин. Дом №4 был предоставлен механику-самоучке и его семье на время работы над часами с сюрпризом для Екатерины Великой. Часы в форме утиного яйца проигрывали три мелодии и демонстрировали иллюстрации к Новому Завету. Государыне подарок понравился, и она пригласила Кулибина в Санкт–Петербург возглавить механическое отделение Академики наук. В настоящее время судьбоносное для нижегородского изобретателя «утиное яйцо» хранится в Эрмитаже. С 1954 года в доме с колонами располагается учебный театр Нижегородского театрального училища. Любой желающий может попасть на его выпускные спектакли. В прошлом сезоне давали «Превращение» Кафки двумя составами. Напротив дома с колонами «близнецы» №9а и №9б (еще одно открытие, не правда ли?), соединенные между собой воротами. Это все, что осталось от Никольской Верхнепосадской церкви, первое письменное упоминание о которой относится к 1621 году. В результате раскопок, проведенных здесь в 2007 и 2011 годах, выяснилось, что в границах церкви с XVI до XVIII века действовало православное кладбище. В 30-е годы ХХ века Никольская церковь и часовня были уничтожены, а территорию кладбища застроили: со стороны Драматического театра появилась гостиница, между домами церковного причта – жилой дом. В разное время в приходе Никольской Верхнепосадской церкви жили творческие и образованные люди, например, писатель Мнельников-Печерский. В двухэтажном флигеле церковной усадьбы в обувном магазине купца Л.М. Порхунова служил «мальчиком» юный Алеша Пешков. Нижегородские типы В доме №8 жил и работал гравер Михаил Свердлов. Его старший сын Зиновий, крестник Максима Горького, знал семь иностранных языков, по рекомендации Немировича-Данченко учился на актера, получил генеральский чин Иностранного легиона во Франции, в друзьях имел генерала де Голля. Однако более 70-ти лет Покровка именовалось Свердловкой в честь второго сына — Якова Свердлова, большевика и террориста, санкционировавшего, по мнению некоторых историков, расстрел царской семьи. Сегодня в доме граверной мастерской работает выставочный зал филиала Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Прямо за бывшей мастерской находится арт-галерея «Кладовка», неожиданная, как само современное искусство. В 2006 году Большая Покровская пережила, по официальной информации, «полную реконструкцию». Асфальт был заменен на брусчатку, а на протяжении всей улицы появились металлические скульптуры – так называемые «нижегородские типы». До своего десятилетия не дожили самые интеллигентные: после нападения вандалов пришлось демонтировать мальчика-скрипача и влюбленную пару – супругов Анненковы. Веселая коза со товарищи Перед Театральной площадью в границах Покровки со стороны площади Минина и Пожарского стоит более удачливая «веселая коза». Так в 80-е годы XIX века нижегородцы в шутку называли свой герб в виде оленя, приподнявшего правую переднюю ногу. Вы уже знаете, что новым зданием городского театра Нижний Новгород обязан Николаю Бугрову. Сегодня знатоки сравнивают Нижегородский театр драмы, выполненный по проекту Виктора Шретера, с итальянским Ла Скала. Открытие театра было приурочено к Всероссийской выставке и коронации Николая II 15 мая 1896 года. В тот день в парадном спектакле-опере «Жизнь за царя», сыгранном частной труппой Саввы Мамонтова, главные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Забелла-Врубель. 1 сентября первый спектакль – драму Сумбатова-Южина «Листья шелестят» - дали нижегородские актеры. В июле 2017 года театральный сезон закрылся спектаклем «Подходцев и другие» по пьесе А. Аверченко. Имя Максима Горького было присвоено Нижегородскому государственному театру драмы в 1948 году. Стоит ли говорить, что только на сцене нашего театра, начиная с 1901 года, были инсценированы все пьесы и даже отрывки из произведений Горького. Если на протяжении всей Большой Покровской ощущается дефицит скамеек, то на Театральной площади их более чем достаточно: скамейка с Евгением Евстигнеевым, скамейка блогера и скамья примирения. Напротив театра расположен доходный дом крестьянина Кудряшова и мещанина Чеснокова. В трехэтажном здании с большим ажурным чугунным балконом в конце XIX века располагались магазины с модной одеждой, дорогими винами и французскими духами, на втором и третьем этажах – номера для обеспеченных людей. Сегодня мало что изменилось. В соседнем здании №12 в XVIII веке тоже размещались магазины и квартиры, а в 1912 году архитектор Д. Вернер перестроил дом для ресторации и кофейни братьев Розановых. Над входной дверью с фонарем появилась сова с распростертыми крыльями – символ мудрости (вероятно, почерпнутой в вине или кофе). Здание Окружного суда (архитектор В.Н. Брюхатов) было построено «покоем», то есть в форме буквы П, на месте дома нижегородского вице-губернатора к промышленно-художественной выставке 1896 года. На удивление новый дом, спроектированный и построенный именно для столь солидного учреждения, целый год использовался как гостиница для почетных гостей. В Центральной гостинице имелись 50 номеров, большой зал ресторана с отдельными кабинетами и зал собраний. После окончания выставки в здании наконец разместился окружной суд. Дом для решения сословных проблем, проведения выборов, балов и концертов был построен по проекту архитектора И.Е. Ефимова на пересечении улиц Большая Покровская и Вознесенская в 1822-1826 годах. Первый бал состоялся в здании Дворянского собрания по адресу Большая Покровская,18 в декабре 1826 года. Позднее здесь принимали российских императоров и писателей, а в 1861 году огласили манифест об отмене крепостного права. Со стороны Большой Покровской в доме был открыт Александровский дворянский банк. Понятно, что современное название «Дом культуры имени Я.М. Свердлова» здание получило после революции, в 1922 году, когда было передано профсоюзу работников легкой промышленности. Сейчас здесь работают детские кружки, выставки животных, шуб и рептилий. Летчик, ополченец и подброшенная актриса Дом №19/6 (архитектор Л.В. Фостиков) принадлежал тайному советнику Борису Николаевичу Юсупову. Первый этаж здания арендовали торговец мехами Кожелев и театральный парикмахер Стрепетов. Осенью 1850 года к крыльцу дома подбросили грудного ребенка. Девочка, воспитанная в семье театрального парикмахера стала выдающейся российской актрисой Пелагеей Стрепетовой. На углу Октябрьской и Большой Покровской стоит доходный дом Пальцевых, под номером 21. В XVIII веке здесь находилась усадьба одного из организаторов Нижегородского ополчения 1812 года, адъютанта и доверительного лица Павла I Петра Ивановича Григорьева. В Нижнем Новгороде генерал оказался после почетной отставки, вступил во все возможные дворянские общества и комитеты, взял на себя обязанности распорядителя балов. Тем не менее, семья Григорьевых оказалась в трудном положении и была вынуждена продать усадьбу. В 1873 году купец Пальцев построил на ее месте каменный трехэтажный доходный дом в стиле академической эклектики с атлантами и кариатидами на фасаде. Торговый дом «Митрофан Никанорович Смирнов с сыновьями» (№23), построенный в 1910-е годы, считается памятником рационального модерна. При облицовке его фасадов впервые в Нижнем Новгороде использовался белый керамический кирпич. Здесь в советское время размещалась редакция газеты «Нижегородская коммуна», а во дворе дома в ноябре 1938 года фотокорреспондент Нисон Капелюш сфотографировал Валерия Павловича Чкалова — за месяц до трагической гибели летчика. Балкон под прикрытием Слишком резко с современной концепцией Большой Покровской контрастирует величественное и ухоженное здание Государственного банка. Уникальный ансамбль в неорусском стиле был построен на улице Большая Покровская в 1913 году по проекту-победителю специального Всероссийского конкурса авторства академика архитектуры В.А. Покровского. Ансамбль банка включал главное здание, двухэтажный дом служителей, соединенный галереей с главным корпусом, часовую звонницу и кирпичную ограду. Интерьеры оформляли иконописцы братья Пашковы по эскизам художника-сказочника Ивана Билибина. Строительство банка спонсировалось нижегородским купечеством, а на его открытие приезжал сам Николай II. Согласно легенде, часовню за ночь пристроили к ансамблю Государственного банка с целью спрятать балкон соседнего дома от государя-императора. Есть несколько версий, почему балкон следовало прятать. Первая: упрямый жилец любил просушить там белье и на компромиссы даже в честь приезда императора идти не желал. Вторая: некий офицер имел привычку делать на балконе зарядку в панталонах и на просьбу городских властей воздержаться от традиционного ритуала в день визита монаршей особы ответил отказом. Третий вариант легенды рассказывает о купце, который намеревался на этом балконе пить чай из самовара со своим семейством во время визита императора. Есть и четвертая версия: балкон использовался как рекламная площадка публичного дома, хозяйка которого вывешивала там пресловутые панталоны для привлечения посетителей. Принципиальная, как и трое вышеперечисленных предполагаемых хозяев балкона, «мадам» наотрез отказалась пожертвовать своеобразным билл-бордом даже ради высокой особы. Как бы там ни было, Николая II «сказочный» банк тогда, кажется, не впечатлил, о чем свидетельствует сухая выдержка из его дневника: «17-го мая. Пятница. Прибыли в Нижний Новгород в 10 час. утра при холодной погоде. […] В 4 ч. посетил новое здание конторы Госуд. Банка в древнерусском стиле. Вернулся за Аликс и детьми и вместе поехали в дворянское собрание…». В преддверии гражданской войны в нижегородскую контору Госбанка свезли на хранение золотой запас России: слитки драгоценных металлов (золото, серебро, платина), монеты, ценные бумаги, сокровища Эрмитажа и Аничкова дворца, секретные архивы ряда министерств. По сложившейся традиции, двери Государственного банка открываются для всех желающих один раз в год. Часовня Госбанка примыкает к дому № 28 по улице Большая Покровская – бывшему дому причта Покровской церкви, той самой, в честь которой и названа улица. Военкомы и дочки священников Соседний дом с аркой - здание бывшего женского епархиального училища. Оно вместе с корпусом общежития (со стороны Холодного переулка) для дочерей священнослужителей были построены в 1861-1874 годах. «Классной дамой» здесь работала будущая известная путешественница и натуралист Александра Потанина-Лаврская. После революции в здании училища, переданного в военное ведомство, открылись курсы военных комиссаров. Сейчас дом №30 носит гордое название «Дом офицеров» и чахнет в «лучших» нижегородских традициях. На противоположной стороне улицы расположен учебный корпус ННГУ им. Н.И. Лобачевского (дом №37) - бывшее здание Владимирского реального училища, построенного в 1885 году по проекту архитектора К.К Лычина для подготовки инженерно-технических кадров. Здесь для представителей всех сословий преподавались физико-математические и технические дисциплины. В 1918 году училище было закрыто, а его здание передано вновь образованному Нижегородскому государственному университету. Сейчас учебный корпус вмещает в себя филологический, экономический факультеты и факультет социальных наук. Филологический закончили, например, режиссер Александр Сокуров и писатель (ныне переквалифицировавшийся в военного) Захар Прилепин. Удивительно, как одна альма-матер и одни и те же книги воспитали настолько разных в своих убеждениях людей! В 2003 году произошло неподдающееся логическому объяснению событие: по инициативе масложирового комбината в университетском дворе был воздвигнут памятник вкусу. Скульптуру «Ложка вкуса» высотой в три метра и весом в три тонны создавали архитекторы, городские кузнецы и посетители Нижегородской ярмарки, пожертвовавшие на эти цели свои ложки. Впоследствии пострадавшие от вандалов столовые приборы были заменены на ножи, вилки и шумовки, а памятник стал олицетворять многочисленность и разнообразие предпочтений и вкусов. Название скульптуры на постаменте не фигурирует, поэтому некоторые считают, что загадочная ложка с оливкой – памятник голодному студенту. Перед университетским корпусом раскинулся «нижегородский Монмартр» - площадка, где продают свои работы живописцы, графики, мастера прикладного искусства. Фантастические твари и места, где они обитают Следующее по правой линии здание (дома №№39 и 39а) вмещает в себя скромный, но интеллигентный кинотеатр «Орленок» и Нижегородский академический театр кукол. Дом №39 (архитектор Ф.О. Шехтель, 1912 год) был построен одновременно с кинотеатром «Художественный» в Москве и имел сходные с ним черты. На первом этаже работал кинотеатр «Палас», на втором – киноконцертный зал, где в открывшейся в 1937 году филармонии выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Ван Клиберн и другие выдающиеся деятели музыкальной культуры. В 1968 году филармония переехала в Кремль, а старое здание (дом №39а) реконструировали под театр кукол. До этого спектакли театра «Петрушка» - именно так назывался нижегородский кукольный театр - ставились в Доме Дворянского собрания. В соседствующем с театром здании располагается магазин «Художественные промыслы». В отличие от ансамбля Госбанка, здание «Художественных промыслов» туристы единогласно критикуют, однако за ложками и городецкими пряниками идут именно сюда. На третьем этаже магазина расположен Фонд народных художественных промыслов Нижегородской области, а на четвертом — музей художественных промыслов. Дом №38 на противоположной стороне улицы - кошмар маленьких нижегородцев: здесь размещается Областная стоматологическая поликлиника. Сколько детских слез омыли местный линолеум, какие неистовые крики впитала в себя здешняя штукатурка! Торговый флигель купчихи Ольги Николаевны Каменевой (№38) изначально представлял собой одноэтажный дом с большими окнами-витринами, но в 1914–1915 годах здание было реконструировано в стиле модерн: фасад украсили фантастические существа, а под крышей поселились лепные грифоны. Ну, в самом деле, не в розовом же космическом корабле пытать малявок. Чудовища и грифоны – самые подходящие для этого декорации. Дом №57 в 1910 году начал строить пароходчик Дмитрий Колчин. Зарабатывая ростовщичеством, банкротством и скупкой за бесценок целых пароходных компаний, а также сдачей в аренду помещений своего особняка, «миллионщик» Колчин жил в более чем скудной обстановке. После смерти нижегородского Гобсека в 1916 году недостроенное здание перешло в городское управление. Только в 1999 в особняке прошла реконструкция, в рамках которой были восполнены элементы, предусмотренные первоначальным проектом: балкон на третьем этаже, створки ворот, парапетные решетки. Четная сторона улицы Большая Покровская перед площадью Горького заканчивается Домом связи (№ 56) – памятником советской архитектуры эпохи конструктивизма, построенным по проекту архитектора М. Гинцберга в 1936 году. Пилястры и карнизы с модильонами появились на здании благодаря известному ярмарочному архитектору Е.М. Мичурину, автору проектов Сормовского Дома культуры, ДК им. Ленина и стадиона «Локомотив» в Канавинском районе. Здесь мы с вами простимся. Но ненадолго. В следующий раз приглашаем в гастрономический тур по главному городскому променаду. А вам задание: чаще и выше задирайте носы, гуляя по родному городу – ровнее ложится загар.