Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет
Та еще парочка
Комедия
Купить билет

В Главном штабе Эрмитажа выставлены снимки Берлина и Ленинграда 1930-х годов 

Фото: Ведомости
Братьям Евгению и Якову Хенкиным выпало родиться в самом начале ХХ в., и каждый из них прожил очень короткую — всего лишь по 38 лет — жизнь, закончившуюся трагически: старший брат был арестован и в 1938 г. расстрелян, младший погиб от ран в госпитале на Ленинградском фронте в конце 1941-го. Чуть больше 10 лет, которые с 1926 г. Евгений Хенкин прожил в Берлине, где сначала учился на инженера, а затем сделал эстрадную карьеру исполнителя на терменвоксе, а его младший брат Яков провел в Ленинграде, служа бухгалтером и экономистом на типографских предприятиях, оказались подробно задокументированы — оба брата увлекались фотографированием, и их совокупный фотоархив насчитывает больше 7000 негативов, из которых для выставки в Главном штабе Эрмитажа отобрано всего 142 снимка.
Архив братьев Хенкиных, несмотря на войну, блокаду и политический риск сохраненный в Ленинграде их семьей — сначала сестрой вместе с женой младшего брата, а в наши дни внучатой племянницей фотографов, — теперь становится важным источником сведений о жизни в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Выставка так и озаглавлена — «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930-х гг.». Помимо такого серьезного заголовка она получила второе название — «2 Хенкин 2», подходящее скорее для цирковой труппы и метко выражающее суть фотографий. На них есть спортивные соревнования, массовые гуляния, самодеятельные театральные представления, застолья, члены семьи, друзья и подруги, дети, собаки, природа — попросту, живая жизнь во всем многообразии.
Некоторые снимки из двух городов можно перепутать даже при отчетливой буржуазности берлинского быта и непрочного по сравнению с ним ленинградского. Когда в кадр не попадают детали уличного декора, архитектура или приметы политической действительности, то сложно сказать, где сделан этот портрет молодой женщины, прямо и открыто смотрящей в камеру, или что окружает сидящего в коляске ребенка. Но ближе к концу 30-х таких фото все меньше — события большой истории не оставляют места для частной истории отдельного человека. Вот на афишной тумбе плакат, призывающий не покупать у евреев, а ниже объявление тем же готическим шрифтом — исполняются «Страсти по Матфею». А вот офицеры высшего комсостава РККА на скамейке в парке прервали свой разговор и один смотрит напряженно и с прищуром. Весь мир, который изображен на этих фотографиях, непоправимо исчезнет через какие-нибудь 5–10 лет, и ни одному из братьев Хенкиных не оставлено шансов выжить.
Просторный зал выставки в Главном штабе изображает залитую красным светом фотолабораторию. Работы развешаны на прищепках, словно на просушку, или лежат в кюветах для проявки отпечатков. Снимки в режиме слайд-шоу проецируются на стену, но фотоматериал, отснятый в Берлине и Ленинграде 30-х гг., связан с нынешним днем не только дизайнерским решением экспозиции.
Полторы сотни показанных фото только малая часть архива братьев Хенкиных, а ведь в те годы фототехника продолжала оставаться предметом роскоши и в камеры было заряжено по 36 кадров. Цифровая революция двух последних десятилетий избавила от необходимости беречь пленку, но братья снимали почти как современные репортеры, не жалея кадры. Проявка и все процессы фотопечати, хорошо знакомые предыдущим поколениям фотографов, перешли теперь в разряд индивидуальных и редких занятий. Для демонстрации фотонаследия 80-летней давности кураторы эрмитажной выставки — Дмитрий Озерков и его отдел современного искусства подобрали точный образ, проведя параллель между постепенно проступающим на фотобумаге изображением и свойством человеческой памяти меняться под влиянием исторических событий.
До 24 сентября
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео