От Эйзенштейна до Балабанова: как менялась Ивановская горка в кино

Ивановская горка – пожалуй, самый "киношный" район столицы, который не отмечен ни на одной из московских карт. Как в 1960-е здесь снимали жизнь начала века, а в 1980-е – Париж, почему советские режиссеры спасли старый город от сноса и где ставили лучшие кинопогони, читайте и смотрите в подборке m24.ru. Обозначение Ивановская горка не географическое и не административное, а скорее культурно-историческое, хотя раньше "горка" была одним из семи холмов, на которых стояла Москва. Теперь же это просто кусок старинной застройки, счастливо избежавшей всех советских и постсоветских реконструкций за исключением разве что строительства хранилища Исторической библиотеки. Характерный вид этому участку старого города придают узкие кривые улочки и значительный перепад высот. Условная граница Ивановской горки проходит по Маросейке, Покровке, Покровскому и Яузскому бульварам, Солянке и Лубянскому проезду. Впрочем некоторые авторы книг по истории московского градостроительства и архитектуры склонны рассматривать Ивановскую горку как единое целое с Кулишками и Хитровкой. Количество фильмов, в которых присутствует хотя бы один кадр, снятый на Ивановской горке, не поддается никакому подсчету. Дорогу для всех остальных проторил Сергей Эйзенштейн, который такое же "наше все" в кинематографе, как Пушкин в литературе. "Стачка" (1924) Рабочие одного из крупнейших заводов дореволюционной России организуют забастовку. Они возмущены тяжелыми условиями труда. Во время мирной демонстрации подкупленная шпана устраивает провокацию, после чего власти подавляют восстание. Таков сюжет немого фильма "Стачка" 1924 года. Большая часть картины снималась в Коломне, но много чего попало и от Москвы, включая Хитровский переулок и Хитровскую же площадь. Но после этого киношники об Ивановской горке надолго забыли. В эстетику кино 1930-х и 1940-х Ивановская горка не вписывалась. Точно так же не вписывались Поварская, Арбат с переулками, да и вообще вся старинная московская застройка. Показывать стремились в основном широкие проспекты с высотками, парки, спортивные комплексы, ВСХВ, ну и, разумеется, гордость сталинской Москвы – метрополитен тогда еще имени товарища Кагановича. Такой демонстрацией достижений генерального плана реконструкции города стал фильм 1939 года "Подкидыш". А всевозможные улочки-переулочки с маковками и особнячками старались затолкать куда-нибудь на задний план, и если уж ставили там камеру, то лишь тогда, когда без картинок старого быта было совсем невозможно обойтись. "Зоя" (1944) Исключений крайне мало, хотя они все же были. Например, в 1944 году студия "Союздетфильм" – будущая Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького – сняла ленту "Зоя". Фильм повествует о недолгой жизни школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале Великой Отечественной войны стала партизанкой и была казнена немцами в ноябре 1941 года. Набор "видовых" кадров здесь достаточно стандартный для кино сталинского периода: прогулки по Ленинским горам, у стены Новодевичьего монастыря, в Александровском саду. Но есть и съемки на Ивановской горке – в сцене, когда Зоя вместе с другими комсомольцами-добровольцами приходит получать направление на фронт в Московском городском комитете ВЛКСМ. С 1937 года и до начала 1990-х горком московских комсомольцев располагался по адресу Колпачный переулок, 5 в бывшем особняке промышленника Андреаса Кнопа, построенном в довольно редком для Москвы стиле "Тюдоровская готика". Там же и снимали – для вящей исторической достоверности. "К черному морю" (1957) Кинематограф конца 1950-х – начала 1960-х реабилитировал старую Москву. И заодно послужил важнейшим аргументом в отстаивании ее прав на дальнейшее существование. Известные режиссеры и актеры сперва снимали и снимались в декорациях улочек, церквушек и особняков, а затем подписывали градозащитные воззвания ВООПИКа (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Да и вообще "культурный контекст эпохи" вдруг заложил вираж в сторону от помпезных фасадов великой "красной империи", и в объектив камеры вдруг попал мир "маленьких людей", для которого раньше в кино не находилось места. В комедии "К Черному морю" (1957) на Ивановской горке героиня сдает, а вернее, с позором "заваливает" экзамен по вождению. В кадре – Хохловский переулок, церковь Троицы Живоначальной в Хохлах без креста, Ивановский монастырь, Морозовский сад со старой оградой – этот сад ещё не раз попадёт в кино. Не с этой ли сцены пошла традиция снимать на Ивановской горке автомобильные погони? Подборка лучших – в конце статьи. "Каток и скрипка" (1960) Оказываются на Ивановской горке персонажи дипломной короткометражки Андрея Тарковского "Каток и скрипка". Мальчик-музыкант и рабочий по дороге на обед проходят мимо угла церкви Троицы Живоначальной в Хохлах (здесь "сдавала город" героиня фильма "К Чёрному морю"). Они видят, как хулиган обижает маленького. Мальчик решает вступиться, и рабочий предлагает ему сделать это самостоятельно, поскольку "вдвоем на одного нечестно". Музыканта, разумеется, бьют в подъезде дома напротив. Сценарий Тарковский писал вместе с Андреем Кончаловским. На заднем плане можно увидеть, что в церковном дворе на веревочках сушится белье. С 1935 года в здании церкви находились хранилища и лаборатория Государственного антропологического музея. Но белье могло принадлежать жильцам построенного при храме в 1915 году и конфискованного в 1917-м доходного дома. "Испытательный срок" (1960) Старую Москву удалось реабилитировать во многом благодаря соцзаказу на фильмы о революции и Гражданской войне. К 50-летнему юбилею Октября киношникам нужны были исторически достоверные декорации. Так режиссер Владимир Герасимов на рубеже 1950-х и 1960-х годов снял на Ивановской горке фильм о буднях уголовного розыска 1920-х "Испытательный срок". В кадр попали Хохловский переулок с палатами Украинцева и все той же церковью Троицы Живоначальной в Хохлах. Теперь, правда, с этой точки увидеть церковь не удастся, так как по правой стороне улицы появились надстройки. Показывают здесь и вход в Морозовский сад, а также одноэтажный дом М. В. Челнокова. Часть усадьбы депутата Третьей Думы, владельца подмосковных кирпичных заводов стала в фильме "Аптекой Г. М. Фринева". Сейчас здание по адресу Подкопаевский переулок, 2/6, к сожалению, до неузнаваемости изуродовано реконструкциями. Кстати, во время съемок "Испытательного срока" все эти переулочки еще не были заасфальтированы, и в фильме можно увидеть их оригинальное покрытие из каменных плит размером метр на метр. "Шестое июля" (1968) Главный исторический фильм той эпохи, снятый в декорациях Ивановской горки, – это, конечно, "Шестое июля". Черно-белое повествование о мятеже левых эсеров 1918 года практически полностью снято "по историческим местам". Кроме разве что сцены убийства немецкого посла Мирбаха. Спустя полвека в особняке Берга в Денежном переулке размещалось уже не немецкое, а итальянское посольство. И новые хозяева съемочную группу к себе не пустили. Штаб левых эсеров исторически располагался именно там, где показано в фильме, в морозовском особняке (у которого и Морозовский сад) по адресу: Большой Трехсвятительский переулок, 1. К началу мятежа в здании и на прилегающих к нему переулках находился отряд эсеров-чекистов под командованием эсера Попова численностью в 800 человек при 8 орудиях, двух броневиках и десятке пулеметов. После убийства Мирбаха они окопались в тех самых переулках, захватили телефонную станцию на Покровском бульваре, электростанцию, телеграф и арестовали Дзержинского. Утром 7 июля началось контрнаступление латышских стрелков Вацетиса, и в течении нескольких часов мятеж был подавлен. Так что в основном в кадрах с Ивановской горки – бои и еще раз бои, дневные и ночные, в Хохловском, Колпачном, Трехсвятительском переулках и на улице Забелина, где стояли артиллерийские пушки. За пушками, кстати, видно, что с колокольни Ивановского монастыря сняты купола. В 1918 году они ещё, разумеется, были на месте. Киноляп. "Усатый нянь" (1977) Десять лет спустя морозовский особняк вновь стал исторически достоверной декорацией, но совсем другого фильма. После подавления мятежа эсеров, с середины 1920-х и до конца 1990-х годов здесь работал детский сад. И здесь же снимали "Детский сад №21", в который с помощью милиции трудоустраивается Кеша из фильма "Усатый нянь". Далековато пришлось парню ездить, учитывая что жил он в знаменитом доме "на курьих ножках" на Проспекте Мира. Ну, и почти все кадры прогулок с детьми и финальная сцена отъезда автобуса тоже были сняты в переулках Ивановской горки. За исключением детской площадки. Этот сказочный деревянный городок с резными идолами, избушками и Змеем Горынычем на самом деле находился во дворе 310-й школы в Большом Харитоньевском переулке (дом 4-6) рядом с Чистопрудным бульваром. Так что Кешин приятель, приехавший на трехколесном "грузовом" мотороллере со стороны Хохловского переулка, никак не мог наблюдать через ограду за тем, как тот играет с детсадовской группой в "море волнуется-раз". Деревянный городок был построен в 1970-е годы, но просуществовал, к сожалению недолго. "Тегеран-43" (1981) Когда в Москве приходилось снимать чужедальние дали (заграничными командировками киношников в советские времена особо не баловали), Ивановская горка снова приходила на помощь режиссерам. Например, Александру Алову и Владимиру Наумову для фильма "Тегеран-43" потребовался кусочек условного "Парижа" в сцене, когда Мари выходит из кафе на улицу позвонить. Нет ничего проще: в примыкающей к горке части Солянки на углу с улицей Забелина как раз стоят два по-европейски мрачных серых доходных дома архитектора Шервуда (№1/2), в промежутке между ними и отсняли. "Петровка, 38" (1980) Снимать на высотах Ивановской горки сложные и красивые автомобильные погони – давняя режиссерская традиция, о которой мы уже говорили выше. В первую очередь можно вспомнить гонки на "Волгах" из детектива "Петровка, 38". Кадры, снятые на Горке, начинаются после того, как Сударь врезается в патрульную милицейскую мотоциклетку на Рождественском бульваре у дома №7. Далее по капризу режиссера и постановщиков происходит пространственная "склейка": нам показывают, как уходящий от столкновения синий "рафик" влетает в угол палат Украинцева, в совсем в другом районе Москвы. Затем "Волги" выруливают по Старосадскому направо, выезжают в Хохловский. Здесь Костенко сносит забор стройки напротив ограды церкви св. Владимира в Старых Садех. А после обе машины со стороны Забелина через проходные дворы "парижских" шервудских домов рвутся в сторону Солянки. "Брат-2" (2000) Самая известная снятая на Ивановской горке погоня – конечно же, у Балабанова в фильме "Брат-2". Бойцы банкира Белкина гонятся за Данилой и Виктором по Старосадскому переулку от улицы Забелина. Затем по Малому Ивановскому, затем – от угла Хохловского и Колпачного – снова в Малый Ивановский. Оттуда – в Подкопаевский и вниз по Забелина до площади Варварских ворот. Там белая BMW ныряет в лабиринт дворов "шервудских" домов, где и происходит эпический расстрел преследователей из "чапаевского" пулемета "Максим". Кстати, тут же неподалеку обитал черный копатель Фашист со своим "эхом войны" - в подвалах дома Ярошенко в Подколокольном переулке 11/11/11 стр 2. "Черная молния" (2006) Последняя на сегодняшний день погоня, снятая на горке, – из фильма "Черная молния" (2006). Дима Майков пытается оторваться от людей Купцова на белом "гелендвагене" в Хохловском и Малом Трехсвятительском переулках, а в Хитровском он внезапно узнает, что "Волга" может не только быстро ездить, но еще и летать. На этом, пожалуй, все. Список снимавшихся в декорациях Ивановской горки фильмов есть в соответствующей статье из Википедии, но он далеко не полон. Да и прямо сейчас там опять что-то снимают. Текст: Алексей Байков

От Эйзенштейна до Балабанова: как менялась Ивановская горка в кино
© Москва24