Организатор "Порта" в Сургуте поделился судьбой площадки
Создатель одной из немногих городских площадок современного искусства Сергей Нестеров рассказал о непростой судьбе учреждения культуры и о запросах горожан. Среда творческого обитания - Сергей, культурный центр «Порт» называют «вашим детищем», но теперь вы там не заведуете? - Для меня это не самая приятная тема. «Порт» задумывался как центр культурных инициатив. В обществе был и есть запрос на новые формы проведения досуга, соответствующие уровню современного горожанина. Это не только пассивное потребление услуг, но и саморазвитие, и самореализация, то есть, осмысленное время в среде актуального искусства, интересной музыки, художественной фотографии, умного кино и т.д. Подобные центры создаются и успешно работают, в столичных городах таких мест множество. Пилотный проект «Порт» мы запустили шесть лет назад и были в авангарде этого движения. И дело не в том, что нужно особое место, чтобы заниматься творчеством, вовсе нет. Современные культурные центры служат для создания комфортной для творчества и коммуникации среды. В противном случае, креативные и творческие личности неизбежно будут находить эту среду в других местах. В «Порту» мы старались представить интересную музыку, и хорошие концерты случались. Например, «Yarga sound sistem», Болот Байрышев, Sage, SpieleBand, совместный концерт Эйвор Паульсдоуттир с Аленой Поль. Далеко не всем музыкантам подходит формат филармонии, множество интересных коллективов работают в мегаполисах на небольших площадках, в более демократичной, камерной, иногда по-домашнему уютной обстановке. Сравните, сколько таких мест в том же Екатеринбурге, а в Сургуте? Некоторые просто «не по карману» основной аудитории «живых» концертов. При проектировании и создании ЦКИ «Порт» приглашались крупные эксперты по культуре, такие как Георгий Никич, Люба Кузовникова, Виктор Вахштайн, Илья Утехин. Собрать такую команду весьма непросто. Думаю, что все это уже в прошлом, возвращаться в «Порт» я не собираюсь, так как культурный центр постепенно превращается в курсы прикладного творчества или подобие дворового клуба, мне искренне жаль потраченных времени, денег и наших общих усилий. Очень грустно наблюдать, как нужное и важное дело деградирует до изготовления каких-то бутоньерок, веночков и прочего. Мне бы хотелось, чтобы «мое детище» процветало и работало еще лучше, но пока, к сожалению, этого не видно. - Известная выставка «Табу» просуществовала недолго, поделитесь мнением. - Проект «Табу» делали, когда я в «Порту» уже не работал, выставка с моей деятельностью не связана, но мнение у меня есть. В этом проекте было достаточно минусов, при одном существенном плюсе, он стал хорошим индикатором, который высветил провал в молодежной и культурной политике города и кураторов проекта, которые попытались громко заявить о себе, но в итоге сами «табуировали» эту выставку. На мой взгляд, не стоит браться за темы, которые «не по зубам», а если взялись, надо иметь мужество отстаивать собственные взгляды и позицию. Негативным последствием этого скандала будет то, что теперь всю дальнейшую деятельность «Порта» будут «рассматривать под микроскопом», дабы какой крамолы не просочилось. Не совместить несовместимое - В чем причина реструктуризации учреждений культуры в Сургуте? - Можно сказать, не успел «Порт» полностью запуститься, как его начали «душить». Объединились несколько муниципальных учреждений. Процесс оптимизации связан, видимо, с сокращением бюджетного финансирования. Но нельзя соединить несовместимые механизмы и организмы, - ничего хорошего не выйдет. Да, есть галерея современного искусства «Стерх», но это другой коллектив, другой стиль работы, у нас были свои задачи, не менее важные и сложные. Замечу, для Сургута два таких центра отнюдь не много. Площадок, где могла бы происходить коммуникация на почве культуры и творчества, городу нужно больше. Сургут прогрессирует семимильными шагами. Индустрия тащит город вперед, но культура в таком виде, как есть, его тормозит, для меня это очевидно. Восемьдесят процентов сургутских выпускников остаются в городах, где заканчивают ВУЗы, и мы почти полностью теряем креативный класс, - это люди, которые могут что-то создавать в будущем, не только в культуре. Нельзя сказать, что я «сдулся» и все бросил, - боролся, сколько мог, обращался к бывшему главе Сургута, неоднократно встречался с курирующими чиновниками, пытался донести мысль, что крайне нерационально губить то, во что вложено столько усилий энтузиастов, профессионалов, много бюджетных средств, кстати. Результат известен: бывший центр культурных инициатив, а ныне структурное подразделение МАУ «МКДЦ», скатывается к планированию, отчетности и гонке за показателями эффективности. - Сергей, какие проекты назовете самыми удачными, за что «не стыдно»? - Мне вообще за свою работу не стыдно, ни за концерты, ни за выставки, которые я делал – их немало. Беседы о кино и литературе, встречи с потрясающими писателями, которые мы устраивали с Леней Клейном в проекте «Волшебная гора», - заслуживают самых добрых слов. В первую очередь - «Нулевой причал», - фестиваль с 15-летней историей и таким сильным составом участников в округе такой один.