Ещё
После
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Шазам!
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Кладбище домашних животных
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
Хеллбой
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Мы
Триллер, Ужасы
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Домовой
Фэнтези, Комедия, Семейный
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Проклятие плачущей
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Середина 90х
Трагикомедия
Купить билет
Высшее общество
Триллер, Фантастика, Мелодрама
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Трезвый водитель
Ромком
Купить билет
Потерянное звено
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

«Ленинградская» симфония: от первых набросков до символа сопротивления блокадников 

Фото: ТАСС
75 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде в зале городской филармонии оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил Симфонию №7 Дмитрия Шостаковича. Впоследствии она стала известна как «Ленинградская». Концерт и сама симфония стали символом сопротивления блокадников. Историк Алексей Исаев — об обстоятельствах создания и премьеры симфонии.
Первые наброски
Судьба композитора — яркий пример того, как настойчивость родителей открывает в ребенке потенциал. Несмотря на сопротивление маленького будущего гения. В 1927 году Шостакович писал в автобиографии: «Моя мать… настояла на том, чтобы я начал учиться игре на рояле. Я же всячески уклонялся».
Вскоре выяснилось, что мальчик обладает абсолютным слухом и хорошей памятью. Более того, достаточно быстро проявились способности Шостаковича создавать самобытные музыкальные произведения. Теперь социальные катаклизмы, сотрясавшие страну, уже не могли сбить его с однажды выбранного пути. К концу 1930-х гг. Дмитрий Шостакович получил широкое признание. Он преподавал в Ленинградской консерватории.
Первый набросок будущей 7-й симфонии композитор создал еще до войны, не позднее 1940 года. Это была вариация, так называемая пассакалья, сходная с «Болеро» французского композитора Мориса Равеля. Эта первая наметка, с ее разрастанием в подавляющую мощь ударов малого барабана, отражала состояние тревоги, тяжелого предчувствия, которое тогда витало в воздухе. Шостакович показывал произведение своим друзьям и ученикам, но не считал нужным исполнять или публиковать его.
Работа над произведением в эвакуации
22 июня 1941 года жизнь Дмитрия Шостаковича, как и жизнь многих других советских людей разделилась на «до» и «после». Патриотический подъем в стране дал композитору импульс для возвращения к теме, ранее не получившей развития. Несмотря на сменившийся ритм жизни, военные занятия (в определенные часы композитор нес дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны), Шостакович упорно работал над произведением.
3 сентября Шостакович окончил первую часть симфонии, а спустя пять дней вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. 18 сентября на страницах «Советского искусства» композитор поделился своими творческими планами: «Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение седьмой симфонией…».
1 октября 1941 года Шостакович с женой и двумя детьми был эвакуирован из Ленинграда в Москву на самолете. Однако написание последней части симфонии в столице замедлилось по нескольким причинам. Во-первых, композитор был вырван из привычной обстановки и живого общения с друзьями. Прежде всего это касалось его близкого друга руководителя филармонии Ивана Соллертинского, отправленного в эвакуацию в Новосибирск. Во-вторых, Шостакович понимал, что завершающая часть симфонии просто обязана нести победный пафос. Тревожные сообщения Совинформбюро тогда, в страшном октябре 1941 года, отнюдь не вдохновляли на победное настроение. Однако в газете «Советское искусство» 16 октября уже писалось о новом сочинении: «Седьмая симфония будет наиболее драматичным среди последних сочинений Шостаковича». По стечению обстоятельств именно в день выхода статьи в Москве была паника, связанная с приближением немецких войск к столице СССР. После этого Шостаковича с семьей снова эвакуировали, на этот раз в Куйбышев (ныне — Самара). Импульс для завершения произведения, вдохновение для темы военного успеха дали радостные известия о контрнаступлении под Москвой. В итоге Симфония №7 была закончена только 27 декабря 1941 года.
Премьера
Первоначально Шостакович наметил для всех частей симфонии краткие программные заголовки; «Война», «Воспоминания», «Родные просторы» и «Победа». Однако вскоре он снял их, чувствуя неуместность именно такого порядка в гнетущей атмосфере зимы 1941-1942 гг., когда Ленинград оставался в блокаде, а значительная часть европейской территории СССР — оккупированной. В итоге четыре части симфонии были названы традиционно, по их темпу: Allegretto, Moderato — Poco allegretto, Adagio и Allegro non troppo.
Премьера Симфонии №7 состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра СССР. 29 марта симфония прозвучала в Москве. 1 июня самолет с микрофильмом партитуры сел в Нью-Йорке. 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, она прозвучала в Лондоне.
Исполнение в блокадном Ленинграде
В Ленинград партитуру симфонии направили еще в мае 1942 года, но для ее исполнения просто не было нужного числа оркестрантов. В итоге в начале августа своих лучших музыкантов отправили с фронта в город полковые оркестры. Этот месяц был крайне тяжелым и тревожным для Советского Союза. На юге немцы наступали на Сталинград и на Кавказ. Прошло всего около месяца, как был потерян Севастополь. Высвободившиеся в Крыму войска 11-й армии Эриха фон Манштейна уже двигались на север, чтобы по приказу Гитлера поставить точку в борьбе за Ленинград. К городу из Крыма в железнодорожных эшелонах ехали тяжелые орудия.
9 августа 7-я симфония прозвучала в зале Ленинградской филармонии. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг.
Эта музыка стала увертюрой к сражению, развернувшемуся вскоре в лесах на подступах к городу. 19 августа силы Волховского и Ленинградского фронта начали Синявинскую операцию против 18-й немецкой армии. Кровопролитные бои, в которых погибли около 40 тыс. советских солдат, затянулись до октября: снять блокаду не удалось, однако немецкий план «Северное сияние» по захвату Ленинграда был сорван. Окончательно инициативу на Северо-Западном направлении Красная армия перехватила в январе 1943 года, когда в результате операции «Искра» впервые с 1941 года появился сухопутный коридор для связи с Ленинградом.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео