В Петербурге совершено нападение на офис, где расположена студия режиссера Алексея Учителя. Это произошло ночью, накануне его дня рождения. Неизвестные бросили бутылки с зажигательной смесью. Пожар удалось быстро ликвидировать. Сам режиссер связывает это с ситуацией вокруг снятого им фильма «Матильда» о любви балерины Кшесинской и последнего российского императора. Об этом — в комментарии Георгия Бовта. Кажущаяся уже совершенно одержимой борьба депутата Думы Натальи Поклонской против фильма «Матильда», который ей, его не смотревшей, кажется оскорбляющим не только память Николая II, но и чувства верующих, и вообще попирающим основы морали и нравственности, наконец, подошла к тому моменту, когда угрозы погромов и поджогов кинотеатров уже не кажутся надуманными. Вопрос о том, является ли ее яростная борьба против фильма попутно еще и подстрекательством к насильственным действиям, возможно, имеет вполне определенный юридический аспект. Однако пока никто этим вопросом из правоохранителей не задался. Хотя и сам режиссер Алексей Учитель, и его адвокат Константин Добрынин вполне официально и заявляли о поступающих угрозах, и призывали проверить на экстремизм вполне конкретную организацию «Христианское государство — Святая Русь». Однако ни о каких соответствующих действиях правоохранителей до сих пор ничего не слышно. А, как известно из в том числе нашей истории, если погромщиков и подстрекателей даже не журить, то они постепенно входят во вкус безнаказанности. Кстати, на днях было объявлено, что к делу другого режиссера — Кирилла Серебренникова — подключилась для оперативного сопровождения служба защиты конституционного строя ФСБ. Кажется, что к делу «Матильды» тоже пора уже подключать ту же службу, про которую было сказано, что она умеет «тоньше и деликатнее» работать с интеллигенцией. Поскольку угроза погромами за показ кому-то из одержимых реакционеров не нравящегося фильма — это и есть угроза конституционному строю. Вообще, сам по себе феномен депутата Натальи Поклонской, сыгравшей, безусловно, важную роль в разжигании страстей на пустом месте, примечателен по многим причинам. Впервые ворвавшаяся в российскую политику вместе с присоединенным Крымом, она, порождавшая надежды на некие свежие веяния в этой политике честности и бескомпромиссности, в результате превратилась то ли в комичный, то ли трагикомичный персонаж, эдакого депутата одного требования. Говорят, ее пытались урезонить товарищи по партии «Единая Россия», однако не помогло. Правда, мы не знаем, насколько серьезными были те попытки. Если же они были серьезными, но она при этом все равно идет против воли партии, то это уже феномен интересный с чисто аппаратной точки зрения. О нынешней Думе ведь не зря говорят, что она работает дисциплинированно, как министерство, вне зависимости от партийной принадлежности, где в роли министра спикер Вячеслав Володин. И если все в Думе, как, пусть и преувеличивая, говорят, чуть ли не ходят по струнке и лишь одна Поклонская «отвязалась» и с ее, в общем-то, подачи дело уже дошло до погромов, то это, получается, небольшой, так сказать, аппаратный прокол Вячеслава Викторовича. К тому же считалось, что Поклонская это во многом была его креатура в роли депутата. В России, вообще, часто так бывает. Идет вроде речь об искусстве — театральном ли, кинематографическом ли, балете ли или прозе с поэзией, а рано или поздно чисто «эстетические разногласия» выливаются в серьезные политические разборки, в том числе и в правящей элите. До премьеры «Матильды» еще больше месяца. Так что по-прежнему запасаемся попкорном.