Бабы рязанские да мужики косопузные
Душу русского народа нельзя понять, её только можно принять и полюбить, а можно и наоборот – вскипеть к ней ярой ненавистью, потому что нет у русских полумеры. Вот и Рязанская область, она не состоит из половинок, если и измерять, то только косой саженью, если страдать, то всем сердцем со слезами, а если идти супротив судьбы, то решительно. Рязань в моей Душе прочно ассоциируется с двумя понятиями: косопузами и бабами рязанскими. И ведь тоже не понять причину такой любви. Рязанская область – родина Циолковского, Есенина, Павлова. Да много расхожих представлений есть о Рязанской земле, но моё сердце навсегда отдано людям Рязанщины. О бабах рязанских. Фильм 1927 года «Бабы рязанские» считается классикой немого черно-белого советского кинематографа. Уникален он тем, что не просто раскрывает Душу русского человека, наголо, когда хочется выть от горя, в веселые моменты – смеяться и выпить стакан самогона, уникален этот фильм как раз в первую очередь тем, что отражает быт и уклад, а также роль женщины на Рязанской земле. Давно смотрю исторические фильмы, читаю художественную литературу с позиции знакомства с традициями и укладами. Безусловно, нельзя отрицать факт и духовной пищи. Что такое черно-белое немое кино? Это когда без слов актеров, только их жестами, взглядами понимаешь глубину происходящего. В фильме «Бабы рязанские» есть момент, он же кульминация, последние минуты, примерно 3 минуты зритель находится в сильнейшем напряжении ожидания финала, развязки. Вот это я понимаю, мастерство и таланты режиссеров и актеров. Образ «рязанской бабы» случился собирательный: тут вам и хозяюшки редкие, тут вам и сплетницы-хохотушки, неизменным остается одно – главенствующая роль женщины в патриархальном укладе. Ярким примером рязанской женщины, чьё имя навсегда вошло в историю нашей страны, а также абсолютно точно соответствуют тому образу «рязанских баб», который так умело создали авторы картины на экране, является Дарья Гармаш. Гармаш Дарья Матвеевна – Герой Социалистического Труда, Лауреат Сталинской премии третей степени. Во время Великой Отечественной войны выступила инициатором соревнований женских тракторных бригад, сама же являлась бригадиром тракторной бригады, которая становилась в течение 5 лет победителем Всесоюзных соревнований. И пусть каждый уважающий себя гражданин страны знает, что Дарья Гармаш, женщина Рязанщины, вместе со своими землячками, молодые девчонками, в годы войны трудились каждая за пятерых мужчин. «Женщина – на трактор!» — в это фразе кроется квинтэссенция силы Духа «баб рязанских». Завершая часть «О бабах рязанских», отмечу, что само слово «баба» не носит смысла отрицательного, но отражает красоту русской женщины, физическую силу, душевные качества, любовь к Родине и семье. Советую 1 час 27 минут личного времени уделить фильму «Рязанские бабы», чтобы увидеть, как одевались рязанские мадонны, что ели наши пращуры, как праздники отмечали да в горе тосковали. О косопузах. Косопузы, а точнее их искусство – деревянное зодчество – это настоящий бальзам на Душу. И если посмотреть то, как раньше одевались рязаночки и рязанцы можно только на вешалках музеев и в фильмах, то увидеть дома, построенные косопузами можно под открытым небом. Целая кладовая зодчества мещерских мастеров находится по улице Салтыкова-Щедрина в городе Рязани. Улица старинная, начинается с дома, где когда-то жил Рязанский и Тверской вице-губернатор, всеми известный русской писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Однако, примечательна она все же деревянными покосившимися домами, фасад которых украшен резьбой и узорами красоты небывалой. Своего рода, рязанский рококо. Примечательно, что выполнено это было исключительно при помощи топора мастеровитыми разанскими мужчинами. Возникает вопрос? Какой он: рязанский косопуз и почему косопуз? В противовес рязанским мадоннам мужчина рязанский предстаёт в образе с чуть косым пузом, а все почему? Потому что за пояс был заткнут топор, отсюда и перекошенное или косое пузо. И если природа наградила рязаночек красотой, то мужчин Рязанской земли золотыми руками и умелым подходом в обращении с деревьями знаменитой Мещёры. Сегодня у нас нет данных о технологии создания деревянных шедевров, их уже нет и на кинолетнах, но сами дома стоят, некоторые по колено в траве, где-то живут люди, а часть и вовсе срослась с деревьями, став одним большим культурно-историческим объектом. Удивительно, но сколько бы раз мне не удавалась увидеть дома косопузов, столько раз нежно провожу по изгибам деревянных завитушек и узоров, только чуть облупившаяся краска остается на пальцах, тепло дерева окутывает с головы до ног. «Москва – это под Рязанью» — говорят современники, с этим невозможно не согласиться, потому что душа народа там, где время остановилось, где еще есть возможность глубже и лучше понять «баб рязанских» да мужиков косопузных.