10 лучших ролей Бена Стиллера
В прокат вышел фильм «Статус Брэда», в котором сыграл Бен Стиллер, один из лучших комиков поколения, которому при этом хорошо даются и драматические роли. Time Out выбрал лучшие появления Стиллера на киноэкране. © Universal Pictures 10. Знакомство с родителями (2000) Раздолбай Грег Факер трепещет перед встречей с родителями девушки, в особенности — ее отцом, сотрудником ЦРУ в отставке. Стиллер — в привычном ему по другим фильмам амплуа симпатичного неудачника — пытается доказать суровому герою Роберта Де Ниро, что по-настоящему любит его дочь. Ради одобрения со стороны будущего тестя он готов преодолеть огонь, воду и медные трубы. В том числе он проходит проверку на детекторе лжи, бросается на спасение домашнего кота, а еще вежливо терпит нападки героя Де Ниро, который не упускает случая подколоть его, осадить или, проще говоря, разоблачить. Например, посредством внезапных вопросов вроде «Ты куришь травку, Факер?» До ролевой модели для бойфрендов всего мира персонаж Стиллера вряд ли дорос, но жанр комедии о межпоколенческом конфликте благодаря этому фильму определенно стал чуточку богаче. © Dreamworks 9. Солдаты неудачи (2008) В погоне за реализмом группа незадачливых киношников отправляется во Вьетнам и находит себе неприятности. В этой пародии примерно на все фильмы о вьетнамской войне Стиллер-режиссер развлекся по полной программе. Он собрал феерический каст и заставил прекрасных артистов играть откровенных придурков. На экране Стиллер изобразил Тагга Спидмана, персонажа-пародию на суперзвезд боевиков (ближайшие аналогии — Шварценеггер и Сталлоне) с неприлично раздутыми гонорарами и давно увядшей карьерой. © Universal Pictures 8. Реальность кусается (1994) Выпускница колледжа Ленни снимает документальное кино о своих приятелях и оказывается в центре любовного треугольника. С этим киноманифестом для поколения X Стиллер дебютировал в режиссуре и одновременно сыграл первую для себя роль инфантила, которых у него потом будет еще много. Добродушный, надежный, скучный Майкл Грейтс — серьезная шишка с телеканала а-ля MTV, образцово-показательный яппи. В оригинальной версии сценария герою 35 лет: он действительно хочет выглядеть взрослее легкомысленных оболтусов из компании Ленни, будучи, однако, их сверстником. Но ни Грейтс, ни остальные не чувствуют себя счастливыми. Каждое поколение потеряно по-своему, и «Реальность кусается» выносит американской мечте 90-х обвинительный приговор. У Стиллера получилась тонкая и печальная драма об одиночестве как болезни времени, новом проклятии века. © Artisan Entertainment 7. Вечная полночь (1998) Писатель Джерри Стал проходит программу реабилитации и вспоминает о своем насыщенном голливудском прошлом. Эта нетипичная в карьере Стиллера роль довольно малоизвестна. Хотя бы потому, что в тот год Стиллер приковал внимание общественности своей работой в романтической комедии братьев Фаррелли «Все без ума от Мэри». В фильме «Вечная полночь» его герой трудится сценаристом на телевидении, и эта работа оборачивается для него прогрессирующей наркозависимостью и крушением прежних идеалов. Никакого гламура — только ершистая непричесанная реальность, юмор висельника и угрюмый пустой взгляд очередного бедолаги, не ставшего выбирать жизнь. Причины? Какие могут быть причины, когда есть героин? © Buena Vista Pictures 6. Толстопузы (1995) Юные толстяки устраивают бунт в лагере для худеющих. Прекрасная работа Стиллера-комика — гуру фитнеса и руководитель лагеря для людей с излишним весом Тони Перкис, который все время откалывает эксцентричные выходки. Его помешанность на идее похудения в чем-то предвосхищает будущую хитовую актерскую работу Стиллера, Дерека Зуландера из «Образцового самца», который во главу угла ставил красоту, силу, выносливость и прочие чисто физические параметры. Перкис без устали муштрует многострадальных подопечных и щеголяет в обтягивающих майках, демонстрируя завидную мускулатуру, но, как и все диктаторы, в итоге бесславно пасует перед теми, кого угнетал. Эпизодическую роль отца Перкиса, кстати, тоже исполнил Стиллер, и можно лишь позавидовать той бесшабашности, с какой он когда-то валял дурака на экране без риска быть непонятым или освистанным. Надо признать, что к пятидесяти годам он стал выбирать себе куда более спокойные роли. © Paramount Pictures 5. Образцовый самец (2001) После гибели трех коллег икона модельного бизнеса Дерек Зуландер уходит из профессии, но у подлого дизайнера Мугату на него свои планы. Это без преувеличения культовый бенефис Стиллера в роли очаровательно самовлюбленного идиота. Если верить правилу, что умные люди обычно злы, а дураки — добры, то Зуландер, обладатель легендарного взгляда «голубая сталь», кажется почти святым. Стиллер одинаково неотразим в блестящем серебристом костюмчике и униформе шахтера, но эти китчевые издевательства над фэшн-индустрией и поп-культурой здесь, чтобы выразить одну простую и мудрую мысль. Известность и смазливая физиономия — это преходящее по сравнению с вечными ценностями. Имидж — ничто, любовь — всё. Но болваны вроде Зуландера любят наступать на старые грабли, благодаря чему подобные фильмы и обзаводятся сиквелом, в данном случае — не слишком успешным. © Touchstone Pictures 4. Не будите спящую собаку (1996) Невротичный мужчина Мэл не может выбрать имя ребенку, пока не встретится со своими биологическими родителями. Ранняя работа режиссера Дэвида О. Рассела («Мой парень — псих», «Афера по-американски») помещает героя Стиллера в привычную для него стихию легкой рефлексии: он, как всегда, выясняет отношения с супругой и тщетно старается выкрутиться из нелепых ситуаций. Трагикомедия — идеальный формат для Стиллера: здесь находится место и дерзким шуткам, и потешным гэгам, и вечно актуальной драме маленького человека в огромном жестоком мире. Герои путешествуют по бескрайним просторам Соединенных Штатов, встречаются с разными чудаками, и вопреки фатальному невезению Мэл ухитряется сохранять бодрость духа. «Я всегда считал ошибкой позволять пессимизму диктовать условия, когда ты готов что-то завершить», — говорит он в доказательство краеугольной истины стиллеровских проектов. То есть, проще говоря, даже у последнего аутсайдера есть право на второй шанс. © Paradise Group 3. Гринберг (2010) Скучающий ипохондрик Роджер Гринберг борется с последствиями нервного срыва и едет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес в гости к брату. Поиск подходящего места во Вселенной часто оказывается слишком трудной задачей, чтобы с ней удалось справиться в одиночку. Некоммуникабельный Гринберг, которого играет Стиллер, — это собирательный портрет целого поколения миллениалов, выразителем чьих взглядов по праву считается режиссер Ноа Баумбах («Милая Фрэнсис», «Кальмар и Кит»). Тихая интеллигентность зрелому Стиллеру необычайно к лицу, а безобидные пороки его героя, в частности, тенденция при каждом удобном случае кропать жалобы на все подряд, — это просто защитная реакция против жизни, так и норовящей схватить за горло. © Touchstone Pictures 2. Семейка Тененбаум (2001) Отец семейства притворяется смертельно больным, чтобы удержать бывшую жену от повторного брака и воссоединить разбросанных по свету детей. В одной из лучших лент Уэса Андерсона («Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт») Стиллер сыграл Чеза Тененбаума, который с детства проявлял гениальные способности в управлении финансами. После авиакатастрофы, в которой погибает его жена, а он с двумя сыновьями выживает, Чез становится одержим безопасностью своих отпрысков. Он спит с ними рядом, поднимает среди ночи по учебной тревоге на случай пожара и заставляет носить спортивные костюмы веселой ярко-красной расцветки по контрасту с удрученным внутренним состоянием. «Семейка Тененбаум» вышла через год после «Знакомства с родителями», и здесь герой герой Стиллера вновь ищет общий язык с отцом, на сей раз — своим собственным, и преуспевает в этом значительно больше бедолаги Грега Факера. © Twentieth Century Fox 1. Невероятная жизнь Уолтера Митти (2013) Сотрудник журнала Life пускается на поиски загадочного фотографа с целью публикации его уникального снимка на обложке. Ничего лучше на данный момент Стиллер не реализовал ни в режиссерской, ни в актерской ипостаси. Уолтер Митти максимально эффектно выражает свойственное невыдающимся вроде бы людям стремление к великой и прекрасной мечте. Даже робкий офисный планктон, по мнению Стиллера, может превратиться в отважного майора Тома из песни Дэвида Боуи, и бесконечность для него не будет пределом. В этом клерке бьется сердце истинного искателя приключений и неисправимого фантазера. «Видеть мир вокруг, узнавать его опасности, смотреть сквозь стены, находить друг друга, становиться ближе, чувствовать — в этом назначение жизни», — гласит девиз журнала Life, и эту же мысль как нельзя более доходчиво передает фильм.