Сиквелы редко получаются лучше оригинала, особенно если продолжение делает тот же режиссер, что запустил франшизу. И объясняется это просто – никто не будет откладывать классные идеи из соображений «оставлю-ка я это на потом!», никто не станет держать в резерве впечатляющих героев, никому и в голову не придет использовать мощь производственного процесса на 50%, чтобы что-то осталось на будущее. Голливуд всегда отдает себя всего без остатка и часто на этом спотыкается – зрители ждут нового появления на экране любимых героев, а авторы «медлят», напитываясь вдохновением, придумывая новые сюжетные повороты и трюки. Мэттью Вон, режиссер двух фильмов о секретной службе Kingsman, рвет этот шаблон – оригинальная картина вышла в 2015-м, а уже год спустя был дан старт съемкам сиквела. То есть на разработку концепции и сценария, отработку трюков и экшена, на сочинение шуток и грубостей, коими «славны» британские супершпионы, ушло меньше года. И при этом «Золотое кольцо» не просто не уступает оригиналу, а местами дает пару очков форы. Что же за хитрости использовал Вон и каким образом ему удалось сохранить свежесть, азарт и жажду спасать мир? Британцам оказался полезен выезд в Новый Свет Традиционно сиквелы изготавливаются по формуле «то же самое, но побольше», что логично, ведь зритель теперь знает, на что идет, и желает повторения приятных впечатлений. Мэттью Вон слово «побольше» воспринял несколько в ином ключе, вывел действие сюжета второго фильма за приделы Британии и сорвал куш. Нет, разумеется, оригинальный фильм тоже не замыкался на острове – агенты предпринимали вылеты в США, да и база Валентайна расположена была явно не в Йоркшире, однако «Золотое кольцо» стало по-настоящему международным проектом, тут вам и Америка, и Юго-Восточная Азия, и Швеция, и Италия. Причем у каждой локации есть свой шарм, своя атмосфера и стилистика – это не просто передвижение по непонятным местам с титром внизу экрана, это настоящая смена места действия, сопровождаемая изменениями в ощущениях зрителя от просмотра. Кадр из фильма "Kingsman: Золотое кольцо" Причем выиграли от частых поездок и ведущие персонажи – фильм получил тот контраст стиля, языка и, разумеется, манер, которые суть лицо мужчины, какой в первом фильме был лишь пунктирно намечен. Теперь джентльмены вхожи и в ковбойский салун где-то на Диком Западе, и на итальянский высокогорный курорт, и в камбоджийские джунгли, и везде они одеты с иголочки, обаятельны и отважны – ровно то, что зрителю и нужно было. Другой вопрос – куда двигаться дальше? Вторая часть закончилась покупкой американцами винокурни в Шотландии, но скачка в разнообразии это не влечет, а значит, сценаристам триквела придется потрудиться, чтобы не снижать планку. Новые герои пришлись очень кстати Раз уж мы упомянули Шотландию, то нужно отметить, что это может привлечь в третью часть много интересных лиц – британский Север на экране представляют такие актеры, как Шон Коннери, Джеймс МакЭвой, Эван МакГрегор, Нил Теннант и Каррен Гиллиан. Согласитесь, выбрать есть из кого, а Коннери даже в малюсеньком камео главы Шотландской спецслужбы наверняка смотрелся бы здорово. Но мы забегаем вперед, а между тем и «Золотое кольцо» нельзя не похвалить за шикарный подбор ансамбля и запоминающиеся персонажи. И прежде всего это касается американской «сборной». Да, возможно, потенциал Ченнинга Татума был использован не на сто процентов, что, кстати, не помешало ему эффектно показать, кто в доме хозяин. Возможно, маловато воздуха получила Холли Берри, но не забывайте, что ее героиня получила «повышение градуса» и в триквеле вполне может оказаться ключевой фигурой. Кадр из фильма "Kingsman: Золотое кольцо" В какой-то мере новым персонажем можно назвать и Галахэда-старшего (с этим позывным действительно что-то нужно делать) – герой Колина Ферта необыкновенным образом воскрес, утратил часть навыков, а затем блистательно вернулся с интуицией, подросшей еще на десяток левелов. Но наибольшее впечатление производит новая злодейка – Поппи. Героиня Джулианы Мур не только не уступает Валентайну Сэмюэла Л. Джексона из первой части, она легко уделывает его по части стиля, вкуса и страсти к массовым убийствам. Розовые декорации ее секретного логова великолепно контрастируют с черной-пречерной душой Поппи, наркобаронши с болезненной страстью к Элтону Джону. А вот кого отчаянно не хватало в новом фильме, так это «прихвостня» уровня Газели, все-таки механические собачки, при всем уважении к мастерам CGI, смотрятся менее выигрышно, чем человек. Социальная тематика стала еще более острой За пышным насилием и весьма фривольным юмором первого фильма многие не заметили острого социального подтекста «Кингсмана», а ведь Мэттью Вон затронул, пусть и несколько иносказательно, серьезный пласт проблем – всеобщее увлечение цифровыми устройствами, опасность погружения в мир гаджетов, страх перед хакерами и беспомощность перед новыми вызовами спецслужб. Тогда авторы фильма попали прямо в точку – смышленые зрители невольно призадумались о том, какие угрозы влечет повальное погружение в соцсети и не окажется ли смертельным грядущее «чипирование» населения. Проблематика нового фильма проще и сложнее одновременно. С одной стороны, создатели «Золотого кольца» вроде бы осознают масштабы проблемы наркозависимости и наркоторговли. С другой – ратуют за «легалайз», пусть и в полушутливой форме. Кадр из фильма "Kingsman: Золотое кольцо" Причем нужно отдать должное – сценаристы постарались и подвели под обе стороны конфликта серьезную аргументацию так, что с наскока и не выберешь, на какой из сторон баррикад стоит занять позицию. И это делает историю еще более увлекательной – понятно, что герои выступают вне сторон конфликта, их задача сначала спасти людей, а потом уже разбираться, праведники они или грешники, – но для зрителя остается поле для маневра, на котором нет однозначных и прямых ответов. Так что в сиквеле серьезная социальная подложка оказывается много более существенной, драматичной и привлекательной – это ли не победа авторов? «Кингсман» не утратил фирменного юмора Впрочем, серьезность – лишь часть внутреннего механизма «Кингсмана», смазкой для шестеренок проекта в первый раз был юмор, причем достаточно специфический, нестандартный и местами не слишком толерантный. Удалось ли создателям сиквела сохранить задор? Да и еще раз да! Уж что-что, а настроя герои не потеряли, а сценаристы нашли способ придумать шутки самого разного калибра и на любой вкус. Захотелось абсурда? Вот тебе плененный злодейкой Элтон Джон, который в самых нелепых своих нарядах и выступать успевает, и драться с охраной, и шуточки отпускать про спасение мира. Нравятся тонкие английские пикировки? Добро пожаловать в сцены диалогов между Мерлином и Галахэдом, полные скрытых смыслов и намеков. Скучаешь по портовым шуточкам лондонских пабов? Их есть у нас – причем и в американском формате тоже. Никто не уйдет обиженным. Кадр из фильма "Kingsman: Золотое кольцо" Больше того, обратите отдельное внимание на персонаж Брюса Гринвуда. В то время как многие фильмы и сериалы вынуждены были как-то оправдываться за свою не сыгравшую ставку на женщину-президента США, в «Золотом кольце» перед зрителем предстает отличная пародия на Дональда Трампа. Герой Гринвуда – взбалмошный самодур с несколько дергаными движениями, бодрой мимикой и пышной шевелюрой. Он считает, что всегда прав, а в гибели людей видит очищение – блистательные аллюзии на нынешнего главу Белого дома. Пусть портретного сходства и нет, все понятно без слов, и так даже смешнее. Особенно в финале с импичментом. Экшен чертовски хорош и не уступает оригиналу Самая частая претензия к сиквелу «Кингсмана» даже за пять дней, прошедшие с премьеры, уже набила оскомину: нет, мол, в новом фильме ничего похожего на знаменитую сцену в церкви, которую зрители аплодисментами принимали два с половиной года назад при выходе в прокат первого фильма. Эпизод получился действительно впечатляющим, его съемки отняли у группы едва ли не половину всего запланированного на работу времени, пересматривать его можно многократно. Но он тем и прекрасен, что неповторим. Это не беда, а счастье франшизы, что последующая серия превосходит предыдущую не во всем и дает возможность вернуться к истокам и с удовольствием пересмотреть все сначала. А кроме того, знаете ли вы, что уровень насилия в той самой сцене в церкви оказался настолько высок, что по ТВ вы ее не увидите – каналы вынуждены вырезать этот отрезок, чтобы иметь возможность показывать фильм не за полночь, а в вечерний прайм-тайм? Так нужно ли нам еще больше крови, чтобы потом ее подчистили перед демонстрацией в кино или на ТВ? Кадр из фильма "Kingsman: Золотое кольцо" «Золотое кольцо» взамен предлагает сразу несколько не таких кровавых, но ничуть не менее жестких и красивых схваток и погонь. Тут и открывающая фильм сцена драки в кэбе, и перестрелка в Альпах, и преподавание манер посредством лассо, и финальное противостояние с Виски – и везде можно отметить, что Вон сделал даже не работу над ошибками (какие ошибки в первом фильме? – да никаких), он внимательно изучил реакцию зрителей на оригинальный фильм и усилил нажим там, где это было необходимо, сгладив ненужные углы. Отсюда и далеко не такая безупречная неуязвимость героев, отсюда упор на слоумо и красивую акробатику, отсюда неожиданные операторские планы и филигранная работа специалистов по графике – вторая часть не просто обходит оригинал числом экшен-сцен, она задает высоченную планку, до которой триквелу придется тянуться с определенными усилиями. Будет ли третья часть? Непременно. Правда, осмелюсь предположить, что на сей раз поклонникам британских портных и американских винокуров придется подождать года четыре, а то и пять – просто потому, что в третьем фильме придется одолевать успех очень качественных предшественников. Но это ведь и прекрасно – что может быть лучше подобной творческой мотивации? На наших глазах рождается новая большая франшиза, по которой, как мы сейчас по «бондиане», возможно, об эпохе будут судить потомки. Так что успехов обоим Галахадам, героям, которых мы заслужили. Трейлер #2 (рус.)