Ещё
Стали известны лучшие фильмы за последние 10 лет
Стали известны лучшие фильмы за последние 10 лет
Фильмы
Актеры, которые отказались от культовых ролей
Актеры, которые отказались от культовых ролей
Актеры
Что сделали с КамАЗом из сериала "Дальнобойщики"
Что сделали с КамАЗом из сериала "Дальнобойщики"
Сериалы
Импровизации в "Место встречи изменить нельзя"
Импровизации в "Место встречи изменить нельзя"
Фильмы

8 причин пойти на выставку о 1970-х в «Манеже» 

8 причин пойти на выставку о 1970-х в «Манеже»
Фото: Собака.ru
Празднуя 40-летие, ЦВЗ «Манеж» вернулся к истокам: устроил масштабную выставку ленинградского искусства 1970-х от андеграунда до официоза. Объясняем через 8 ярких фактов, почему экспозиция об эпохе застоя интересна не только специалистам, а в СССР, оказывается, подпольно творили и «советский Поллок» и последние импрессионисты.
1 Идеология — вещь вредная, а в 40 лет — уже и попросту неприличная. Поэтому в юбилейной манежной экспозиции устроили столпотворение вавилонских масштабов, в котором никто и ничто не забыто: от «официальных» до андеграундных художников. Раритетами из своих запасников с ЦВЗ поделились чуть ли не все музеи и галереи города: от Русского и  до «Пушкинской, 10» и KGallery. На выставке будут как картины привечаемых властью СССР «академистов» вроде и , так и работы десятков нонконформистов, выставлявшихся в квартирах и находившихся под постоянной угрозой выдавливания в эмиграцию или репрессий (хоть и не сталинского масштаба). Наилучшая стратегия зрителя — оценивать каждого художника индивидуально: поверх противостояния «советские-антисоветские».
2 В устройстве экспозиции выдержан «тусовочный» принцип существования неофициального искусства в Ленинграде. На ней покажут работы художников «газаневского движения», названного так в честь первых легальных экспозиций подполья — в ДК Газа в декабре 1974 года и «Невском» летом следующего. В него входили Владлен Гаврильчик, , Глеба Богомолов, Геннадий Устюгов, и другие. «Газаневцы» часто писали картины «чемоданного» размера — в дипломатической ручной клади их отправляли в Париж, Вену и Нью-Йорк, казавшиеся им волшебными точками на карте.
3 Борис (Боб) Кошелохов, основатель неоэкспрессионистской группы «Летопись» (куда входил и юный ) был похож одновременно на парижского клошара, русского блаженного и индийского святого — санъясина. В его работах трикстерского толка советская милиция не распознавала арт-объекты. Как-то ему единственному удалось пронести на несанкционированную выставку в Петропавловскую крепость ассамбляж «Восклицание»: ночной горшок и больничную утку, прибитые к доске.
4 В позднесоветском атомизированном обществе принадлежность к компании и тусовке (таких же «отщепенцев» и фриков, с точки зрения обывателей, как и ты сам) значила больше, чем идеологическое или эстетическое сообщничество. Так, на выставке покажут работы группы «Алеф», объединившей разных по стилю и духу неофициальных художников еврейского происхождения (впоследствии в большинстве своем репатриировавшихся в Израиль). А также произведения группы «Одиннадцати» — преимущественно реалистов, но противопоставивших высокую художественную культуру халтурной потогонке «соцреализма» и недооцененной «Одной композиции» — «маленького островка свободной керамики» на рубеже 1970-х и последнего советского десятилетия.
5 В подпольном искусстве СССР было много гениев, но личность и работы Евгения Михнова-Войтенко выделяются, как ярчайшая «беззаконная комета». «Советский Поллок» в одиночку разработал ленинградский вариант абстрактного экспрессионизма. За много лет до нью-вейва и транс-авангарда он использовал граффити, идеографическое письмо, а также радикальные способы нанесения краски на холст (с помощью нитроэмали и огоня). Он казался сотоварищам аристократичным: пил только саперави и никогда ничего другого. В «Манеже» покажут его поздние, мрачные и многослойные работы технике живописи темперой на бумаге.
6 Импрессионисты из «Арефьевского круга» в 1970-е были легендой арт-подполья. Неформальное объединение состояло из , , Шолома Шварца, и  (отца , виднейшего «митька»). Героическая группка, выросшая из ОНЖ (Ордена Ниществующих — или Непродающихся — Живописцев) обращалась к бытовым сценам (работавший маляром Рихард Васми еще и к религиозным), проповедуя сознательный маргинальный аскетизм. Из-за тотальной безнадеги ее основатель Александр Арефьев эмигрировал в США в 1977-м, чтобы через год умереть там от последствий многолетнего алкоголизма.
7 1970-е стали временем расцвета новой скульптуры — ее «оттепелью». Скульпторы новой формации примкнули к пути намеренной аполитичности, «полуофициальному искусству». Среди них не была популярна абстракция: исключение на выставке составят разве что брутальные композиции Константина Симуна из кованой меди и керамики. Зато можно оценить разнообразие станковой скульптуры: тут и «варварские» мраморные головы авторства Льва Сморгона, и работы представителей «матвеевской школы» (учеников знаменитого мирискусника ) с их приверженностью классическим пластическим законам, и эксперименты с формой в скульптурах на «производственную тему» (например, «Строители панельных домов», Евгения Николаева).
8 История ленинградской фотографии времен «застоя», с ее разными школами, техниками и отношениями с властью и пропагандой, — тема для серии отдельных выставок. Впрочем, в «Манеже» представят объемный дайджест. В гигантском архиве выделяются гениальные фотохудожники. Гранд петербургского фотореализма и историк фотографии , умудряющийся самые очевидные ландшафты города снять как таинственную театральную сцену. Валентин «Тиль Мария» Самарин — авангардист, при печати использующий технику фотомонтажа и тонирования, деформируя изначальноеизображение до визуализации психоделического трипа. Важнейший для андеграунда 1970-х , автор изысканных, геометрически выверенных монохромных натюрмортов, пейзажей и портретов, трагически и нелепо погибший уже на исходе 1990-х (уснул морозной ночью на ступенях часовни на Большом проспекте его любимого Васильевского острова).
Выставка «70-Е. Со_при_частность» в ЦВЗ «Манеж» с 29 сентября до 29 октября Текст: Артем Лангенбург
Видео дня. Что стало с актерами из фильма «ДМБ»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео