Некто 1917. Третьяковка представила главную выставку-осмысление Революции
В Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка с интригующим названием «Некто 1917». Оно и точное, и зловещее, и пророческое. Этими словами заканчивался первый манифест футуристов, выпущенный Велимиром Хлебниковым в 1912 году. «Игравший» с датами крушения государств в своем манифесте Хлебников, безошибочно назвал одну из них -«Некто 1917». По сути нынешняя выставка - это первая глобальная попытка собрать работы наиболее выдающихся мастеров того времени. Но ценность выставки не в стремлении «задокументировать» в красках сюжеты, происходившие за окнами художественных мастерских, а – напротив – передать сам воздух, атмосферу исканий, раздумий и творческого осмысления процессов, еще мало уловимых в гуще исторических событий, но невероятно точно передающих тона и полутона той мыслительной, энергетической взвеси, которая окутывала живущих в это непростое время. Выставку готовили три года, более тридцати музеев и частных коллекционеров из России и стран Европы предоставили свои экспонаты. В частности, впервые в нашей стране выставлены две работы Казимира Малевича. Их привезли из лондонской галереи Тейт и из кёльнского музея Людвига. Кроме того, на Крымском валу выставлена картина Марка Шагала из парижского музея Помпиду – «Ворота еврейского кладбища», которая считается своеобразным манифестом нового еврейского искусства. Авторам выставки удалось очень четко структурировать экспозицию и не потеряться в плавильном котле художественных экспериментов того времени. Выставка разделена на несколько тематических разделов. И среди них ни одного «в лоб» про революцию, про демонстрации и агитплакаты. Тут все глубже. «Мифы о народе» - поиск идентичности. Пристальный взгляд в лицо совершенно не знакомым старикам с лукавым и морщинистым лицом на полотнах Нестерова или прекрасные, отсылающие к ботичеллевским венерам своей грациозной пластикой, утопающим в солнечных лучах крестьянках Серебряковой. И тут же – вот оно – грубые лица «большевиков» на полотнах Репина. Какой он, этот народ, которому суждено изменить ход истории – возвышенный богоискатель или развращенный подлец – «Проститутка и вор» - с картин Григорьева? Тут все зыбко и нет ответов. Все только начинается и никакого взгляда свысока прожитых десятилетий. Мы словно оказываемся там, в Москве 1917 – видим странную «Даму с лорнеткой», забывающейся за рюмкой абсента на полотне Осмеркина, а вот погрузившиеся в газеты посетители кафе – на столиках нет напитков и еды, все сосредоточенно ищут ответов на газетных полосах, вставших, словно серый лес неизвестности. - Сейчас, в год столетия Октября, глядя на эти картины, где нет стачек, забастовок, перестрелок, мы понимаем, как на самом деле эти события представлялись современникам. Никто из них даже не подозревал, что страна находится на абсолютном разломе своей судьбы. Никто из них помыслить не мог, что рухнет империя, тысячелетнее государство, что образуется новая планета. Поэтому я рекомендую прийти на эту выставку не только тем, кто интересуется живописью и историей, но и тем, кто хочет понять, что с ним происходит сегодня,— отметил министр культуры Владимир Мединский на открытии выставки в среду. По словам Ирины Вакар, идея выставки - показать очень богатую, серьезную и разнообразную духовную жизнь, которая передается через живопись. В поэзии того времени это были Блок и Гиппиус, Мандельштам, который восхищается Керенским. Это и ошибки, и ложные суждения, и «мифы о народе». - На выставке нет политических лидеров. Единственный политик - Керенский, который, особенно летом 1917 года, был страшно популярен. Очень важная задача – показать, что искусство остается. Художник может спорить, но он никого не убивает. Спор художников, напротив, обогащает нашу культуру. – Заключает Ирина Вакар. Яркие впечатления гарантированы обилием шедевров крупных мастеров, так что очереди в Третьяковку на Крымском валу обеспечены. - В основном брали вещи высокого качества. – Говорит куратор. - У нас был принцип презумпции художественности. Крупный мастер, крупные значительные вещи. Пусть даже не относящиеся к современности. Как, например, работы Константина Сомова, который на фоне революционных событий, читая газеты, узнавая слухи, раскрашивает эротические рисунки. Или Казимир Малевич, который, с одной стороны, активно работает в Совете солдатских депутатов, мечтает создать народную академию искусств для рабочих, а при этом, возвращаясь на свою холодную дачу в Немчиновку, пишет совершенно отвлеченные - светлые и пространственные супрематизмы, никак не связанные с реальностью. Это странная художественная логика, а может быть и не странная, когда художники хотят найти в искусстве то, чего нет в реальности, достичь совершенства. В год столетия революции, когда многие документы продолжают оставаться под грифом секретно, а мы, похоже, только начинаем осознавать, что же произошло тогда, очень важен такой взгляд. Намеренно уводящий от поляризации мнений, показывающий всю многогранность контекста. И это поистине бесценно. - Третьяковская галерея, хранящая самое значительное собрание искусства XX века, не могла пройти мимо этой даты…- Обратила внимание директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. - Эта выставка про мироощущение художников в 1917 году, самых различных, представлявших самые различные точки зрения, как этические, так и политические, философские, эстетические. Это такая многоголосица, которая одновременно обрушивается на вас. Это в самой последней степени отражение тех политических событий, которые происходили на глазах этих художников. И на этом фоне очень важно не забывать, что мы имеем дело с художественными произведениями, у которых особая сверхценность и сверхзадача – погрузить нас в мир высоких материй. - Не стоит искать ответов на вопросы там, где они не заключены. – Сказал «ВМ» Константин Эрнст, посетивший выставку в день открытия. – Все пытаются так представить выставку для того, чтобы почувствовать проступающее время, что все сломалось и изменилось. Но на самом деле очень многие вещи этого не содержат. Нужно просто наслаждаться искусством. Во-первых, не все художники чувствовали изменения времени, а во-вторых, излишнее знание о времени, когда это писалось, отрицательно воздействует на восприятие живописи. Ее нужно воспринимать без подтекста. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!