Войти в почту

Рецензия на фильм «Крым»

Внешне привлекательная, но повествовательно некомпетентная пропагандистская лента о событиях 2014 года в Крыму. Севастополец Саша (Роман Курцын) и киевская журналистка Алена (Евгения Лапова) знакомятся в Крыму в 2013 году. Между ними вспыхивает роман, и когда девушка возвращается в столицу, Саша следует за ней. Но затем в Киеве разгорается Майдан, и молодые люди расходятся по разные стороны баррикад. Алена всем сердцем поддерживает восставших, а Саша оказывается на стороне «Беркута», потому что, как бывший военный, не может спокойно смотреть, как служивых людей пытаются сжечь заживо. Со временем идейная пропасть между Сашей и Аленой углубляется, но они не могут быть друг без друга, и Алена вновь приезжает в Крым – как раз в тот момент, когда на полуострове появляются российские «вежливые люди». Кадр из фильма "Крым" Фильм изначально назывался «Княжество Феодоро» в честь княжества православных готов и аланов, которое существовало в Крыму в XIII-XV веках Сценарист, режиссер и продюсер «Крыма» Алексей Пиманов обещал, что картина удивит тех зрителей, которые будут ждать от нее оголтелой пропаганды. «Крым» действительно удивляет. Но не тем, что в нем нет пропаганды, а тем, насколько это убогая и непродуманная пропаганда. А еще тем, что злодеев фильма трудно ненавидеть, поскольку их позиция резонна и в картине не опровергнута. Главная тема «Крыма» – это предотвращение войны. Весь фильм Саша и прочие твердят, что после Майдана в Крыму должна начаться война, и через эту призму Пиманов предлагает оценивать поступки персонажей. Мол, те украинские офицеры, которые тогда не начали стрелять, – это герои, а украинские националисты, которые в фильме действуют подпольно и пытаются заставить военных открыть огонь, – это злодеи. В финальном титре это заявлено прямым текстом – лента посвящена украинским и российским военным, которые решили дело миром. Соответственно, Саша, бывший украинский морпех и сын офицера украинских ПВО, тоже оказывается героем, поскольку он узнает о планах наци, и ему удается эти планы сорвать и предотвратить кровопролитие. В свою очередь, Алена мечется между верностью идеалам и любовью к Саше. Кадр из фильма "Крым" Чего в этой истории не хватает? Внятного, убедительного объяснения, почему не надо стрелять в иностранцев, которые окружают и захватывают ваши военные базы. Все мы воспитаны на фильмах о Великой Отечественной войне, и все мы знаем, что если враг заходит на нашу землю, то его надо остановить любой ценой. Жертвы не имеют значения. Разве защитники Брестской крепости сдались? Разве мы считаем их злодеями, а тех, кто почти без боя оставил Брест, – героями? Чтобы обосновать взгляд «Крыма» на вторжение «вежливых людей», мало сказать, что это было предотвращение войны. Нужно показать связь крымчан с Россией и их недовольство Украиной. Нужно рассказать о восстании крымчан против постмайданной власти. Нужно продемонстрировать, как годами копились обиды. И нужно объяснить, что многие крымчане украинскую армию воспринимали как оккупационную, а российскую армию – как армию освободителей. Кадр из фильма "Крым" Ничего этого в «Крыму» нет. Фильм показывает Майдан, но даже не упоминает Антимайдан и политические волнения в Крыму. Никаких претензий к украинскому режиму никто из крымских персонажей не высказывает, а националисты показаны не представителями и пособниками нового режима, а самостоятельной группкой, которая действует тайно, поскольку никто не поддерживает ее явно. В то время как украинская армия бездействует и договаривается с российскими офицерами, националисты добиваются, чтобы вторжению дали отпор. Так в чем их злодейство? И почему Саша не на их стороне? Он служил в украинской армии и давал присягу Родине, однако он радостно приветствует россиян, в то время как Алена смотрит на них с ужасом и ненавистью. Алена права, потому что она – патриотка. Но почему прав Саша? У него личные счеты с националистами, однако это внутриукраинское дело, которое российского вмешательства не требует. Кадр из фильма "Крым" Евгения Лапова победила в конкурсах красоты «Мисс Азия-2005» и «Краса России-2009» Конечно, ответить на вопросы, которые возникают после просмотра, нетрудно. Достаточно знать канву реальных событий. Но подобное кино нужно снимать так, чтобы для его понимания не нужно было заглядывать в «Википедию». «Крым» бессмысленно показывать иностранцам, да и в России не каждый разберется в отрывочном, фрагментарном политическом повествовании Пиманова. Это фильм для тех, кто глубоко в теме. Однако таким людям по обе стороны баррикад пропаганда не нужна. Они и так распропагандированы – или имеют свое мнение. Кадр из фильма "Крым" Итак, с политической точки зрения «Крым» – это фиаско. Как триллер лента смотрится лучше, поскольку повествование «Крыма» довольно динамично и драматично. Но оно также весьма идиотично (националисты маскируются под официантов в гостинице!), и в нем недостаточно экшена. Кроме того, фильм допускает непростительный жанровый промах, когда не позволяет главному герою в одиночку одолеть своего заклятого врага. Герой боевика вправе проиграть схватку с толпой злодеев (такая сцена в фильме тоже есть), но кульминационный поединок Саша должен был выиграть. Или на худой конец получить помощь, которая бы имела символическое значение. Но нет – герою помогает персонаж, поддержка которого ничего не выражает. Прискорбный непрофессионализм создателей картины. Кадр из фильма "Крым" В свою очередь, диалоги фильма не позорны, но слабоваты, а романтическая линия исчерпывается привлекательностью главных героев. Мол, они так сексапильны, что их неудержимо тянет друг к другу. Ничто иное персонажей не объединяет, а развитие романа Саши и Алены остается за кадром. Что ж, сексапильность Курцына и Лаповой бесспорна, но у героини весь фильм такой тяжелый и яростный взгляд, как будто в нем отражается вся многовековая ненависть украинцев к иноземцам, которые топчут их землю, едят их сало и неправильно произносят название их столицы. Прямо скажем, эротизма в этом взгляде немного. В общем, бесспорны в картине лишь красота крымских пейзажей (от некоторых просто захватывает дух) и выучка российских спецназовцев, которые споро ликвидируют «гнезда» националистов и щеголяют новой формой и техникой. Чувствуется, что картина снималась при поддержке Министерства обороны, о чем гордо лента оповещает с самого начала титров, чтобы сразу заставить мало-мальски проукраинских зрителей возненавидеть кино. Эффективный подход – но не для пропагандистского фильма, который должен втираться к публике в душу. С 28 сентября в кино. Трейлер #2 (рус.)

Рецензия на фильм «Крым»
© Film.Ru