Кому программку: Обзор главных осенних премьер в калининградских театрах
Драмтеатр , Спектакль, о котором с лета много говорят, пишут и по которому снимают сюжеты, поставлен создателями московского театра «Трикстер» Вячеславом Игнатовым и Марией Литвиновой по мотивам произведения великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Уйдя от шаблонов восприятия классической литературы, постановщики обогатили трагедию современными музыкальными, визуальными и световыми эффектами. Свои монологи герои произносят под дабстеп и индастриал, все ускоряя темп, и к финалу происходящее превращается в бешеную дискотеку. Световые вау-эффекты, оборудование для воспроизведения которых было куплено на выставке во Франкфурте-на-Майне, подчеркивают иллюзорность идеалов, которые несут персонажи каждой из четырех маленьких историй. В костюмах не читается привязанность к определенной исторической эпохе: весь спектакль представляется как нечто характерное для любого места и времени. Характерное – и имеющее один конец, который отсылает нас к смерти, спасительной силе разрушения всех иллюзий, концепций, идеалов. Силе, открывающей путь к чистому бытию., Новый спектакль Андрея Ковалева о любви. О любви родителей к детям, мужей к женам, зятей к тещам. О любви, которую иногда затмевает раздражение и тревога, суета и страхи. О любви, что готова отдать самого себя, чтобы жизнь дорогого существа была немножечко лучше. О той, которая живет в каждом доме и встречает с работы, и кормит ужином, и укрывает пледом холодной ночью, а может быть, крепко обнимает и держит за руку – после всех ссор, разлук и разногласий. О любви, которая строит миры там, где была пустота. Снова и снова. Каждую секунду нашей человеческой неидеальной жизни, придавая ей смысл. Звездный состав (народный артист России Валентин Смирнитский, Илья Соколовский, Юлия Рудина, Ольга Павлюкова), легкий сюжет и положительные отзывы из Москвы и Санкт-Петербурга – мы немного знаем об этой постановке. Очевидно одно: в ней отражена наша повседневность, и потому с первых минут герои спектакля становятся самыми близкими и родными, зритель расслабляется и перестает мучаться насущными проблемами, ведь на них так смешно смотреть со стороны. Постановка Михаила Салеса по произведению Лилии Моцарь о перипетиях любовной коллизии и семейных взаимоотношений. В жизнь пары внезапно оказываются включенными друг мужа, тетя и ее дочь. И каждый персонаж, конечно, имеет свое особое мнение о том, кому и как нужно жить и любить. «Балтийские сезоны» Спектакль Рижского русского театра имени Михаила Чехова рассказывает о любви жертвенной, которая пересекла жизнь княгини Веры Николаевны Шеиной и которой не суждено было сбыться. Безответная страсть поклонника Веры до ее замужества прорывалась на свет бесчисленными письмами Желткова и постоянным нахождением его рядом (хотя об этом никто не догадывался). Потом это были лишь поздравления к праздникам. Затем этот сокровенный, такой ценный для него подарок, доставшийся Желткову от его бабушки… Такая любовь выглядит со стороны проникнутой страданием – учитывая то, что Г.С.Ж. в финале заканчивает жизнь самоубийством. Но сам он называет Веру единственной своей радостью. И умирает с блаженной улыбкой на лице, все же дождавшись ее, все же увидевшись - на собственных похоронах. Жизнь, смерть, взятки, наркотики, безрассудства – вот о чем говорила эпоха НЭПА, интерпретированная и с юмором показанная в пьесе Михаила Булгакова. Всегда можно договориться, выкрутиться, постараться жить в свое удовольствие – даже если ради этого придется солгать и предать. Кажется, герои произведения не думают ни к чему относиться серьезно, в любых предприятиях преследуют собственные цели и не гнушаются выходом через «черный ход». Постановка Русского драматического театра Литвы сотворена Роландасом Аткочюнасом в сотрудничестве со звездой латышской сценографии Мартинсом Вилкарсисом и композитором Гедрюсом Пускунигисом. Вся галерея женских нарядов в стиле «ретро» в спектакле создана известной литовской художницей по костюмам Йолантой Римкуте, и это чистое наслаждение. «Энциклопедия русской жизни» в постановке Русского драматического театра Литвы сопровождается музыкой Сергея Прокофьева. Действие дополняют хоровые партии актеров и даже танцы. Это первое обращение театра к величайшему роману, его осторожное и глубокое вхождение в русский менталитет, обычаи и общественные ограничения. Режиссером спектакля стал Йонас Вайктус. Вивальди – это весна, Бах – лето, осенью звучит Мендельсон, а зима приходит с музыкой Арво Пярта. Таков субъективный взгляд композитора Владимира Мартынова на смену времен года в истории концертной композиторской музыки. Различие сезонов проявляется и в хореографических отрывках: танец Весны и Зимы ставил Кирилл Симонов, Лето и Осень показаны тандемом Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева. Меняются форма, темп танцевального выражения, костюмы – а в целом постановка Театра Балет Москва выглядит нераздельной. Как год, как жизнь человека, как мудрая природа, за цветами дарующая плоды и засыпающая свои дары осенними листьями. «Я могу сказать, что ставлю о том, как человек сам себя мучает, сам себе отрезает свое счастье. Но все это пустые фразы. Я хочу, чтобы эти ощущения возникали у зрителя самостоятельно. Чтобы зрители уходили с клубком неразрешенных мыслей, эмоций. С эдаким after effect», - говорит постановщик Александр Пепеляев об этом своем спектакле. И в нем катарсис приходит как раз не от четкого следования тексту и сюжету Достоевского, а благодаря метафорической передаче эмоциональных состояний, заложенных в произведении, его конфликтов на уровне тел, движений. Благодаря тому, что просто наблюдать за происходящим не получится, и каждую роль: Мышкина, Рогожина, Настасьи Филипповны, Аглаи – придется примерить на себя, задав самому себе же главные вопросы: «Христос я или Антихрист?», «Идиот или святой?», «Тварь ли дрожащая или право имею?». Спектакль Театра Балет Москва называют оммажем Пине Бауш и манифестом визуального театра, он является лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска»-2016 в номинации «Современный танец/Лучший спектакль» и вполне может стать открытием для калининградского зрителя. Музыкальный театр Семейный мюзикл Елизаветы Мороз рассказывает о приключениях потомков самого предприимчивого, веселого и мечтательного человека, который приветствует каждого посетителя парка им. Калинина – барона Мюнхгаузена. Общество «Внучата Мюнхгаузена», как ни удивительно, было основано тоже у нас в городе. Хотя что в этом удивительного? Знаменитый барон бывал в Кёнигсберге целых два раза и подарил нам свой неизбывный драйв. Любовная драма, разыгрываемая в декорациях цыганского табора, куда попал обычный юноша Алеко, влюбившийся в Земфиру и полагающий, что в этом увлечении найдет спасение от светской жизни, состоится на сцене Музыкального театра. Страсть молодых в опере Сергея Рахманинова длится недолго, Земфира с таким же пылом увлекается другим мужчиной, а Алеко не выдерживает предательства женщины и предает… любовь. Его ревность становится оружием против некогда любимой женщины, а чувство собственничества затмевает глаза и сжигает дотла сердце. «Земфира неверна?» - звучит глухим разочарованием и шоком в знаменитой арии, которую 7 и 8 октября исполнит на сцене театра финалист проекта «Голос», участник проекта «Большая опера» и шоу Первого канала «Один в один» Евгений Кунгуров. Так и хочется добавить: «Не повторяйте такое в домашних условиях». И снова про любовь – больную, сложную, трагическую, где-то основанную на зависимости. Спектакль о трагической судьбе Ларисы Огудаловой, которая встречает бесчестных мужчин: внешне слабых или сильных, но связанных одной лишь страстью – неукротимым тщеславием. Они воспринимают Ларису как вещь, которой можно поднять собственную самооценку (Карандышев), укрепить самолюбие (Паратов) или просто насладиться (Кнуров и Вожеватов). Героиня не находит счастья ни в себе, ни в посвящении себя другим. Она и окружающий мир не могут ужиться друг с другом и прощаются под песни цыган, которым постановщик Елена Сафонова отвела отдельную и очень важную роль в драме, превратив ее из психологической в музыкально-фольклорную. «Третий этаж» За основу спектакля театр взял письмо Антуана де Сент-Экзюпери, обращенное к его другу Леону Верту. И это письмо о внутренней свободе. О способности служить чему-то высшему. Оно было актуально в 40-х годах, в неспокойное военное время, когда приходилось думать лишь о выживании. Оно актуально и сейчас, когда возможности удовлетворения человеческих потребностей и прихотей превышают все допустимые пределы, и мы снова теряемся – но уже будучи пресыщенным. Это письмо – как и спектакль – напоминает о том, как ценить самое важное: встречу с другом, улыбку, снимающую ненависть, память о сокровенном детстве, ощущение безграничной реальности, мужество и нежность. Спектакль о каждом. О том, что осталось в далеком детстве. О том, что хранится в глубине наших сердец. О том, что во взрослом мире считается не таким ценным, как звания и достижения. Он напоминает нам ту часть нас самих, что могла часами любоваться пламенем и прислушиваться к треску веток, не уносясь мыслями ни в прошлое, ни в будущее. Он о том, стоит ли нам становиться серьезными, если при этом мы предаем себя. , Напоследок предлагаем вам заглянуть за кулисы одного из представленных театров. Приятного путешествия!, Фото: dramteatr39.ru, baltseasons.ru, musteatr.ru, tretazh.ru